|
|
N°24, 12 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформа от башкана
Лидер гагаузов предложил Кишиневу русский язык и федерацию
К началу марта правящий в Молдавии альянс «За европейскую интеграцию», возможно, определит свою позицию по заявленным ранее планам конституционной реформы. Такое предположение высказал «Времени новостей» Дмитрий Дьяков, почетный председатель Демократической партии, входящей в этот альянс.
О необходимости корректировки конституции в Кишиневе заговорили еще в прошлом году после серии неудачных попыток парламента избрать нового президента Молдавии. По нормам действующего основного закона успешный кандидат на пост главы государства должен в 101-местном парламенте получить поддержку 61 депутата. Такого количества голосов, однако, не смогли обеспечить для своих кандидатов ни оставшаяся у руля по итогам прошлогодних апрельских парламентских выборов компартия, ни сменивший ее в результате досрочных выборов в июле вышеназванный прозападный альянс. После провала 7 декабря последней в 2009 году попытки избрать президента исполняющий обязанности главы государства спикер парламента Михай Гимпу образовал специальную конституционную комиссию для подготовки поправок к основному закону.
Поначалу речь шла лишь об изменении процедуры избрания президента. Однако в январе г-н Гимпу предложил изменить в тексте конституции наименование государственного языка с молдавского на румынский. Несмотря на сходство двух языков, вновь поднятый спикером вопрос традиционно воспринимается очень болезненно в Молдавии, где румынами себя называют менее 3% населения.
На прошлой неделе на инициативы правящего альянса неожиданно откликнулась Гагаузия -- автономное территориальное образовании на юге страны с населением свыше 155 тыс. человек. Ее башкан (глава исполнительной власти) Михаил Формузал направил г-ну Гимпу письмо, в котором сообщил о подготовленных в январе специальной комиссией автономии 70 поправках к 14 статьям конституции Молдавии. Ими предусматриваются возвращение к действовавшей до 2001 года схеме всенародного избрания президента Молдавии и закрепление за русским языком официального статуса. Еще предлагается провозгласить Молдавию федерацией в составе трех субъектов -- собственно Молдавии, Гагаузии и Приднестровья, предоставить гагаузам квоту в пять депутатских мест в центральном парламенте и закрепить за автономией право на самоопределение в случае «изменения статуса Молдавии как независимого государства», то есть присоединения к Румынии.
Действующая конституция Молдавии в редакции 1994 года фиксирует нынешнее наименование государственного языка и статус Гагаузии. Благодаря предоставлению гагаузам автономии тогда удалось уладить конфликт, возникший в связи с провозглашением в августе 1990 года Гагаузской республики в ответ на националистическую прорумынскую политику тогдашней власти в центре. Впрочем, потом гагаузы не раз обращались к Кишиневу с жалобами, указывая, в частности, на невозможность обеспечить свое представительство в парламенте республики.
Тезис о том, что при наличии в составе страны гагаузской автономии Молдавия де-факто уже является федеративным государством, неоднократно озвучивал сам Михаил Формузал, избранный башканом в декабре 2006 года. «Если нынешние молдавские власти заинтересованы в реальном объединении страны, укреплении ее государственности и обеспечении экономического возрождения, то они должны поддержать гагаузские инициативы, -- сказал «ВН» г-н Формузал. -- Но поскольку сегодня молдавские партии более всего озабочены собственной судьбой после предстоящих внеочередных парламентских выборов, они скорее всего окажутся не готовы воспринять наши предложения».
По мнению Дмитрия Дьякова, конституционную реформу «следовало бы свести к изменению процедуры избрания президента, что необходимо для преодоления нынешнего политического кризиса в стране». Более масштабную корректировку основного закона «в короткие сроки осуществить невозможно». На днях в Молдавии для обсуждения предстоящих конституционных поправок побывали представители комиссии Совета Европы «За демократию через право», более известной как Венецианская комиссия. «А в начале марта мы, наверное, сможем рассказать народу о том, что все-таки намерены предпринять в данном направлении», -- заключил собеседник «ВН».
Павел ЛУКЬЯНЧЕНКО, Кишинев