Время новостей
     N°20, 08 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2010
Ахмадинежад меняет решение
Иран приступает к самостоятельному обогащению урана
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил вчера, что его страна начинает самостоятельную работу по обогащению урана до 20-процентного уровня. Это заявление означает, что Иран отказался от договора по обмену ядерным топливом с ведущими атомными державами, в частности с Россией, и приступил к дополнительному обогащению урана своими силами.

Соответствующее поручение иранский президент дал вчера Организации по атомной энергии Ирана (ОАЕИ). "Теперь, доктор Салехи, -- заявил Ахмадинежад, обращаясь к вице-президенту исламской республики, руководителю ОАЕИ Али Акбару Салехи, -- начинайте производство (20-процентного) урана на наших центрифугах". Речь идет о необходимости обогатить 120 кг урана до 19,75%. По утверждению иранских властей, дообогащенный до этого уровня уран обеспечит работу используемого в медицинских целях Тегеранского исследовательского реактора.

Согласно разработанному в октябре прошлого года МАГАТЭ рамочному соглашению исламской республике предлагалось вывезти 1,2 тонны низкообогащенного урана (примерно 70% накопленного в стране) для дообогащения в России и последующего изготовления во Франции ядерного топлива. Тегеран, с одной стороны, долго не соглашался с условиями договора, утверждая, что пойдет лишь на поэтапный обмен ядерным материалом и только на территории исламской республики. С другой стороны, иранские официальные лица заявляли, что если до начала февраля с МАГАТЭ не будет достигнута договоренность по обеспечению Тегеранского исследовательского реактора 20-процентым топливом, то Иран начнет производить его самостоятельно.

Тем не менее решение иранских властей начать дообогащение урана самостоятельно выглядит неожиданно, так как еще 2 февраля президент Ахмадинежад заявил, что не видит сложностей в обмене ядерным топливом в случае подписания соответствующего договора. "Никаких проблем мы в этом не видим. И вся поднятая по поводу этой темы шумиха беспочвенна», -- заявлял он в прошлый вторник.

Примечательно, что такие изменения в иранской позиции произошли после того, как министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки накануне провел переговоры со своими коллегами на 46-й Мюнхенской конференции по безопасности и встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. По итогам этих переговоров г-н Моттаки заявил, что Иран и МАГАТЭ договорились о формуле обмена низкообогащенного урана на обогащенный до 20% за рубежом, однако остается согласовать лишь детали -- время обмена, место и количество.

Сгладить неприятное впечатление, которое неминуемо произведет решение иранских властей на западные державы, вчера попытался с восточным изяществом официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст. "Указание президента не означает, что Иран отказывается от обмена. Мы и прежде заявляли, что существуют три варианта: покупка (топлива) за рубежом, обмен и производство внутри страны. Ни один из этих вариантов не исключает остальные. И даже все эти три варианта могут быть осуществлены одновременно", -- подчеркнул иранский дипломат. По его словам, "с учетом того, что спрос на ядерное топливо в мире в будущем неизбежно будет расти, стремление наладить его производство выглядит вполне естественным, особенно это относится к странам -- членам Международного агентства по атомной энергии".

Как и следовало ожидать, первая жесткая реакция незамедлительно последовала из США. Глава Пентагона Роберт Гейтс заявил, что "международное сообщество предложило Ирану множество возможностей продемонстрировать свои намерения в области развития атома", однако результаты "очень разочаровывают".

Нина ГУГУШВИЛИ