Время новостей
     N°20, 08 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2010
Восточные сказки
Дагестан дождался амира раньше президента
Каждая следующая криминальная новость из Дагестана (где в конце прошлой недели убили сразу двух высокопоставленных милиционеров) напоминает о труднообъяснимой задержке с назначением главы республики. Первый президентский срок действующего президента Дагестана Муху Алиева истекает менее чем через две недели. По установленным самим федеральным центром нормативам еще 19 января должно было стать известно, остается ли Муху Алиев еще на один срок или на смену ему идет преемник -- один из четырех альтернативных кандидатов, внесенных в список, который еще в прошлом году составила партия "Единая Россия".

Поскольку решение Кремля все откладывается, у местных жителей возникает вполне естественное ощущение, что война на улицах ведется уже не столько боевиками против государства, сколько политическими конкурентами друг против друга. Даже если за конкретным обстрелом или подрывом не стоит непосредственно та или иная группа влияния, все равно каждый эпизод трактуется как знак несостоятельности руководства, а значит, может считаться частью этой странной подковерной "избирательной кампании". В которой, правда, есть всего один избиратель -- глава государства.

Примерно то же самое происходит и в тех случаях, которые, казалось бы, можно однозначно записать в актив правоохранительных органов. Факт ликвидации именитого боевика может освещаться с двух абсолютно противоположных углов зрения: с одной стороны, как доблесть силовиков и заслуга местной власти, с другой -- как повод для критики этой самой власти: "Посмотрите, кого они тут развели прямо у себя под носом!" Еще сложнее ситуация становится, когда у местных жителей возникает сомнение, действительно ли убит боевик, а не просто их односельчанин.

Не далее как в среду УФСБ по Дагестану сообщило, что в горах ликвидирован опаснейший экстремист, чуть ли не основоположник северокавказского отделения "Аль-Каиды" гражданин Египта Мохмад Мохаммад Шахбан по прозвищу Сейф-Ислам. Информагентства обошла фотография чернобородого мужчины с недобрым взглядом, а также видео с трупом убитого боевика и горой изъятого оружия. Вместе с египтянином, по официальному сообщению, был убит подвозивший его местный житель.

А вечером того же дня известный в Махачкале адвокат Расул Кадиев опубликовал в своем блоге сообщение о том, что он сам увидел на месте предполагаемой ликвидации египтянина спустя несколько часов после операции. Адвокат пишет, что приехал в Ботлих по делам и увидел, что вся центральная площадь высокогорного села Анди забита жителями. Андийцы сообщили, что один из них был убит минувшей ночью.

Убитый был младшим братом Ибрагимова, главы администрации Анди, и работал, по данным г-на Кадиева, заместителем главы финотдела районной администрации. Злополучной ночью он согласился подвезти куда-то знакомого, работавшего "на соседней стройке". По дороге машину расстреляли какие-то силовики -- в Ботлихе, со слов адвоката, думают, что это были сотрудники ФСБ или ГРУ. На выстрелы отреагировал РОВД Ботлиха, на место выехал сотрудник на «уазике», но и он оказался убит. Позднее в доме ботлихского бухгалтера был проведен обыск, в результате которого нашелся автомат. Тело убитого вернули родственникам, зато забрали и увезли его сына, ученика десятого класса.

Адвокат полагает, что как только в Анди закончится траур (а это должно было произойти как раз вчера), местные жители начнут "публичные акции". Видимо, потому что не могут понять, кто из троих убитых был египетским гражданином и бойцом глобального джихада -- бухгалтер, строитель или милиционер.

Подтвердить или опровергнуть рассказ адвоката Кадиева непросто хотя бы только потому, что от Махачкалы до Ботлиха целый день пути. Вполне возможно, что местные жители сообщили адвокату не всю правду: практика последних лет свидетельствует, что на Северном Кавказе вполне возможна ситуация, когда сотрудник районной администрации если и не является боевиком сам, то по крайней мере с ними сотрудничает. Но, по словам Расула Кадиева, семья Ибрагимовых известна среди односельчан своей непримиримой позицией по отношению к воюющим религиозным радикалам.

Остается предположить, что именитым боевиком был строитель, но, судя по тому, что он поздним вечером обратился к ботлихскому бухгалтеру с просьбой подбросить его на машине куда-то поблизости, бухгалтер хорошо его знал. Значит, либо бухгалтер был пособником боевиков, либо строитель не имел к боевикам отношения. Если знать, как выглядит зимней ночью горное ботлихское захолустье, сложно, конечно, представить себе, куда двум мужчинам потребовалось ехать в такое неурочное время. Но это все-таки трудно считать основанием для того, чтобы объявить их боевиками. Если же мужчины боевиками не были, их машина могла попасть в засаду силовиков, которые, возможно, просто спутали ее с другим автомобилем -- с тем, что они ждали в этом месте. Такие эпизоды неоднократно случались в ходе новейшей кавказской войны, и всегда первым движением силовых структур было желание убедить всех в своей правоте, то есть доказать, что ошибки нет и убиты именно боевики. Кроме того, может быть, мирная машина вообще случайно оказалась на месте боя, спецы просто не хотят раскрывать подробностей случившегося, а родственники погибших, естественно, совершенно не хотят входить в их профессиональные сложности.

К слову, утром 3 февраля прошло сообщение о том, что в Дагестане убито двое боевиков -- о египетском амире никто и не заикнулся. Возможно, он просто еще не был опознан. Тем временем амир Кавказа Доку Умаров объявил о том, что он назначил нового амира Дагестана вместо того, который совершенно реально был застрелен сотрудниками спецслужб 31 декабря прошлого года. Новым амиром стал один из лидеров унцукульской группировки боевиков Ибрагим Гаджидадаев, человек, разыскиваемый за несколько тяжких преступлений, но пользующийся нескрываемым уважением среди своих односельчан. Ибрагим Гаджидадаев, как два прославленных имама Дагестана XIX века -- Гази-Магомед и Шамиль, родился в Гимрах. Это действительно важная фигура северокавказского подполья, было даже странно, что он не стал дагестанским амиром сразу после ликвидации знаменитого Раппани Халилова в сентябре 2007 года. Хотя в Москве, естественно, не склонны обращать внимание на "кадровые решения" кавказских боевиков, на прошлой неделе оказалось, что Доку Умаров назначил своего представителя в Дагестане раньше, чем это сделал Дмитрий Медведев. Поэтому новость о ликвидации египетского джихадиста пришлась как нельзя кстати, и показалось, видимо, что разбираться в нюансах, которые так всколыхнули Анди и Ботлих, абсолютно ни к чему.

Между тем даже если сообщение адвоката Кадиева вовсе не соответствует действительности, а силовики, наоборот, правы абсолютно во всем, ситуация явно заслуживает внимания властей. Местные жители определенно были бы признательны, если бы президент республики или новый полпред главы государства в Пятигорске Александр Хлопонин приложил какие-то усилия, чтобы разобраться в подробностях происшествия и успокоить всех недовольных. Для нового полпреда это был бы прекрасный повод заявить о себе как о руководителе, который действительно собирается позаботиться о стабильности и законности на вверенной ему территории, однако Пятигорск все еще хранит молчание.

Отсутствие внятной реакции со стороны президента Дагестана, как это ни парадоксально, вполне понятно: Муху Алиев уже несколько недель находится в подвешенном состоянии, не имея никакой официальной информации относительно своей дальнейшей судьбы. В выходные в дагестанском сегменте Интернета появились очередные уверенные сообщения со ссылками на анонимные осведомленные источники, что президентом вот-вот станет сын бывшего главы республики, депутат Народного собрания Магомедсалам Магомедов. Однако аналогичные сообщения уже несколько раз появлялись в связи с предполагаемым переназначением самого Муху Алиева или внесением кандидатуры аспирантского знакомого Дмитрия Медведева Магомеда Абдуллаева. Поэтому пока не последовало официальное внесение кандидатуры, трудно воспринимать эти сообщения иначе как продолжение информационной войны за должность главы одного из самых неспокойных регионов России.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Дагестане