Крупный бизнес предлагает упростить закон о трансфертном ценообразовании для налоговиков
Представители крупного бизнеса считают предложенный Министерством финансов проект закона о трансфертном ценообразовании трудновыполнимым для компаний и особенно для налоговиков, а также в значительной степени не имеющим смысла с точки зрения пополнения бюджета. На заседании бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) будет рекомендовано вводить новый порядок налогообложения сделок между взаимозависимыми структурами одновременно с четким определением в законодательстве понятия консолидированных групп. Они будут рассматриваться в качестве единого налогоплательщика и тем самым выводиться из-под действия закона о трансфертном ценообразовании. Кроме того, РСПП намерен настаивать на применении закона на первых порах в тестовом режиме.
Разработкой механизма выявления сделок, заключенных исключительно с целью оптимизации налогообложения, между разными юридическими лицами, принадлежащими одним и тем же собственникам, Минфин занимается с 2007 года
(см. «Время новостей» от 3 ноября 2009 года). Необходимость радикального обновления и углубления законодательства в этой сфере стала очевидной в ходе расследования первого уголовного дела против руководства нефтяной компании ЮКОС. Тогда выяснилось, что обвинение в использовании трансфертных цен в целях уклонения от уплаты налогов можно предъявить не только бывшим хозяевам этой нефтяной компании, но и многим другим вертикально-интегрированным компаниям и крупным холдингам.
В обнародованном в конце мая прошлого года бюджетном послании на 2010--2012 годы президент Дмитрий Медведев назвал использование схем уклонения от уплаты налогов угрозой для стабильности бюджета и потребовал создать работоспособный механизм контроля над трансфертным ценообразованием. 25 декабря прошлого года соответствующий законопроект от имени правительства РФ был внесен в Государственную думу.
На состоявшемся вчера заседании комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике заместитель председателя комитета Андрей Тихоновский заявил, что во многом не согласен с положениями законопроекта. Но поддержал намерение властей принять закон как можно быстрее. По его мнению, для оценки качества предложенного законопроекта ключевым является вопрос о международной гармонизации механизмов налогового контроля за трансфертным ценообразованием. «У стран ОЭСР есть не только практика налогового контроля в этой сфере, но и большая методическая и методологическая основа для этого», -- обратил внимание эксперт на неиспользованный ресурс.
Метод, предложенный Минфином, сильно расходится с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития, которые не содержат математических формул, но дают иллюстрации применения методов. Это позволяет налогоплательщикам самостоятельно разработать алгоритм и использовать его на практике. Различаются у нас и подходы к выбору методов расчета рыночных цен: у нас четкая иерархия, у них выбор на усмотрение налогоплательщика.
Сводный список возникающих с введением в действие нового законодательства проблем, составленный на основе отзывов членов РСПП, представил специалист бюджетного и налогового комитета союза Сергей Савченко. По его мнению, «предложенный Минфином законопроект фактически вводит принцип презумпции виновности налогоплательщиков». «Именно на компании возложена ответственность доказывать свою правоту, а налоговики только будут решать -- принимать эти доказательства или применять санкции», -- обратил внимание эксперт.
Бизнесмены с пониманием относятся к стремлению государства усилить контроль над международными сделками, совершаемыми российскими компаниями. Но они не могут понять, почему остался контроль за внутрироссийскими сделками. «Когда мы задаем этот вопрос на уровне Минфина, нам отвечают: для пресечения налоговых злоупотреблений», -- поделился информацией г-н Тихоновский. Представители бизнеса обращают внимание, что администрирование всех крупных сделок между резидентами с учетом большого их числа и введенного порядка отчета по ним будет достаточно тяжелым делом, содержит в себе высокий потенциал большого количества непростых судебных споров. А на выходе налог будет начислен одному налогоплательщику, но вычтен у другого. «Максимум, это может привести к перераспределению из одного регионального бюджета в другой, что способно породить дополнительные политические проблемы», -- полагает г-н Савченко.
С ним полностью согласился представитель нефтяной компании ЛУКОЙЛ Владимир Васильев: «Контроль над внутренними сделками не имеет смысла. Если сейчас и есть перекос в пользу какого-то субъекта, то не по нашей воле. Нам подсказывают, бюджет какого субъекта надо поддержать». А Зоя Павловская из газовой компании НОВАТЭК предлагает исключить из-под действия закона хотя бы НДС, так как он полностью платится в федеральный бюджет и его межбюджетное перераспределение не имеет смысла.
Представители бизнеса обращают внимание на разный уровень доступа к информации о сделках у налоговиков и налогоплательщиков. Налоговые органы в рамках контрольных проверок могут получать значительный объем информации о сделках. Налогоплательщики же при заключении соглашений изначально доступа к этой информации не имеют. Поэтому понять, как будет рассчитан интервал цен, признаваемых рыночными, можно будет только по результатам проверки налоговых органов.
В РСПП полагают, что у налогоплательщиков остается только один способ защиты от претензий налоговиков -- оспаривание корректности исходной информации, используемой налоговиками для вычисления интервала рыночных цен. «Можно также требовать от налоговиков в судах доказательств взаимозависимости лиц, что также потребует от налоговых органов провести большую работу», -- подсказал г-н Савченко.
РСПП предупреждает, что реализация закона в его нынешнем виде породит горы бумажной работы, под которыми будут погребены не только бухгалтерии компаний, но и налоговики. «Составление отчетности становится очень серьезным процессом и потребует больших затрат», -- предупредил Сергей Савченко.
Вице-президент ТНК-ВР по налогам Сергей Иванов рассказал, что в компании была проведена предварительная оценка возможного масштаба работы после вступления закона в силу. Выяснилось, что под его действие подпадают более полутора тысяч сделок в год. Для их администрирования потребуются значительные расходы -- или создать особый отдел, набрать штат сотрудников, или отдать работу по обоснованию цен консультантам на аутсорсинг. Но есть опасность, что впоследствии, после появления в законодательстве понятия консолидированной группы, вся эта работа окажется лишней, так как большинство сделок из-под действия закона о трансфертном ценообразовании будет выведено.
«Введение закона в действие в нынешнем виде остановит крупный бизнес, у которого все сделки попадают под контроль, -- опасается Владимир Васильев. -- Это перечеркивает всю работу по упрощению налогового администрирования и создает угрозу для наполнения бюджета страны».
Начальник налогового отдела департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития Татьяна Илюшникова обратила внимание, что и «налоговые органы с трудом понимают, как закон будет администрироваться на практике».
Основываясь на своем опыте общения с руководством Федеральной налоговой службы, Андрей Тихоновский рассказал, что ФНС готово администрировать новый налог, «если будет создана специализированная налоговая инспекция, занимающаяся только трансфертным ценообразованием».
«Мы нацелены на очень серьезную доработку законопроекта при втором чтении. Нас, например, смущает множество вопросов, связанных с проведением проверок, возможность встречных проверок участников сделок», -- заявила в ответ представитель Минэкономразвития. В частности, министерство намерено настаивать на выведении из-под действия законодательства о трансфертном ценообразовании сделок с интеллектуальной собственностью.
Кроме того, на заседании комитета РСПП прозвучало предложение подробно прописать в законе процедуру заключения и расторжения соглашений с налоговой службой по трансфертному ценообразованию. Возможность таких сделок впервые появляется в российском законодательстве. За 1,5 млн руб. налоговики готовы подтвердить правомерность сделки до ее заключения.
Подводя итоги заседания, Андрей Тихоновский пообещал, что проект отзыва на законопроект будет вынесен на рассмотрение ближайшего бюро РСПП. Там будет настоятельно рекомендовано вводить закон о трансфертном ценообразовании одновременно с понятием о консолидированном налогоплательщике. Представители бизнеса также хотели бы, чтобы работоспособность закона была предварительно протестирована на некоторых предприятиях или в отраслях.
По данным РСПП, Госдума намерена рассмотреть законопроект о трансфертном ценообразовании в первом чтении 19 февраля.