У мирового сообщества появилась новая головная боль -- ситуация в Йемене, ставшем опасным рассадником терроризма. Попытка упредить рост и распространение этой угрозы, которая рискует стать вторым Афганистаном, была предпринята вчера в Лондоне. Там накануне
международной конференции по Афганистану вчера состоялась встреча высокого уровня по Йемену.
Но лондонская программа этих дней для министра иностранных дел России Сергея Лаврова, возглавляющего российскую делегацию на обеих конференциях, началась вчера со встречи с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Это свидание, что называется, «нарисовалось» по дороге, поначалу оно отсутствовало в программе г-на Лаврова, хотя и не исключалось. Собеседники общались около часа и успели обсудить множество проблем, начиная с иранского ядерного досье и заканчивая ограничениями, введенными Москвой на импорт американской курятины.
На пожелания г-жи Клинтон урегулировать эту проблему Сергей Лавров ответил напоминаниями о некоторых дискриминационных ограничениях, наложенных в США на российские компании. Тем не менее главы дипломатических ведомств выразили оптимизм относительно возможности будущего компромисса по «куриным» вопросам.
Как ни удивительно, гораздо больше взаимопонимания стороны обнаружили, обсуждая реакцию Ирана на предложения международной «шестерки». Госсекретарь США заметила, что все сроки, отведенные на ожидание конкретного ответа, уже вышли и необходимо выносить вопрос о введении санкций в отношении Ирана на заседание Совбеза ООН. Российский министр также выразил разочарование отсутствием конструктивного ответа из Тегерана, но предложил дать еще некоторое время на ожидание. При этом г-н Лавров однозначно дал понять, что бесконечно ждать невозможно: он понимает стремление партнеров «обсудить в Совбезе ООН дополнительные шаги по направлению к тем целям, что наметило международное сообщество».
Не менее важным было обсуждение и процесса завершения переговоров по новому договору об ограничении стратегических наступательных вооружений(СНВ). Министры Лавров и Клинтон констатировали получение делегациями обеих стран новых уточненных параметров по тем вопросам, которые еще требуют согласования, и выразили надежду, что начинающийся 1 февраля в Женеве заключительный раунд переговоров в течение нескольких недель после «технической, юридической и лингвистической очистки уже согласованных статей» завершится подготовкой договора.
Разумеется, обсудили высокопоставленные дипломаты и вопросы, вынесенные на обсуждение конференции по Афганистану.
Что касается встречи по Йемену, то идея созвать ее принадлежит британцам, и появилась она в конце прошлого года. Лондону пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать форум представительным. Помогло то, что удалось совместить эту встречу с конференцией по Афганистану, тем самым был обеспечен высокий уровень представительства. Во встрече приняли участие министры иностранных дел "большой восьмерки", значительной части стран Евросоюза, государств Персидского залива, а также Египта и Иордании.
Как заметили «Времени новостей» источники в российской делегации, йеменское руководство обратилось к Москве со специальной просьбой принять участие в этой встрече. Очевидно, Сана надеется на понимание Москвой той ситуации, в которой оказалась страна, отмечающая в этом году 20-летие своего объединения. До 1990 года существовало два государства -- Северный и Южный Йемен, причем последний, где у власти находился идеологически близкий Москве режим, пользовался значительной поддержкой со стороны СССР.
Но сегодня Йемену не до юбилейных торжеств. Страна вновь находится перед угрозой распада, фактически с середины прошлого года там идет гражданская война, в основе которой религиозные и клановые распри. Дело дошло до того, что по согласованию с йеменским правительством в события вынуждены были вмешаться вооруженные подразделения Саудовской Аравии.
Но больше всего мировое сообщество обеспокоено тем, что Йемен превратился в главный и абсолютно неконтролируемый рассадник терроризма. Создавшаяся ситуация в первую очередь беспокоит Лондон. Именно Великобритания, по данным ее спецслужб, превращается в главную мишень тех, кто готовится в лагерях на территории Йемена. На днях стало известно, что британские власти повысили уровень террористической опасности в стране, который уже едва не достигает критического. Следует иметь в виду, что Лондон кажется особенно привлекательной мишенью для террористов в связи с предстоящими там в 2012 году летними Олимпийскими играми.
Впрочем, не стоит ожидать от встречи по Йемену каких-то сенсационных результатов. Ее итогом (завершилась она вчера поздно вечером по московскому времени) должно стать заявление от имени председателя, британского министра иностранных дел Дэвида Милибэнда. Ожидается, что в нем будет зафиксировано создание «группы друзей Йемена» из числа ведущих мировых государств. Должно быть также подтверждено стремление мирового сообщества принять скоординированные меры по ускорению социально-экономического развития Йемена, помощи в подготовке специалистов.
При этом лондонская конференция отнюдь не является донорской, средства для помощи Йемену уже собраны специально созданным фондом. На его счетах, по некоторым данным, уже около 5 млрд долл. Финансирование программ содействия Йемену осуществляет МВФ.
Как утверждают в российской делегации, Москва видит свою задачу в том, чтобы не допустить каких-либо решений, принимаемых против воли самого Йемена. Скажем, ввода иностранных войск на его территорию или, как говорят российские дипломаты, «навязывания стране рецептов построения демократии, которые не соответствуют ее традициям».
Перед тем как отправиться на йеменскую конференцию, Сергей Лавров провел 40-минутное рандеву с госсекретарем -- министром иностранных дел Казахстана Канатом Саудабаевым, вступившим 1 января в должность действующего председателя ОБСЕ. По сведениям "Времени новостей", главным ее содержанием стала поддержка главой российского МИДа предложения Казахстана провести в этом году в Астане саммит ОБСЕ.
У этой инициативы есть два главных обоснования -- одно гласное, другое негласное. Первое: саммиты ОБСЕ уже не проводились больше десяти лет, последний состоялся в Стамбуле еще в прошлом веке, в 1999 году, пора снова собраться вместе лидерам одной из самых больших в мире региональных организаций. Вторая причина носит личностный характер, такой саммит стал бы лучшим подарком к будущему 70-летнему юбилею президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в июле этого года.