Время новостей
     N°10, 25 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2010
Фото за рулем
На платных дорогах не будет дискриминации
Правила оказания услуг проезда по платным автодорогам, подписанные премьером Владимиром Путиным, в прошлую субботу были опубликованы на интернет-сайте правительства. Согласно документу, в частности, цену за проезд будут устанавливать сами операторы. Впрочем, пока правительство не разработало методику, по которой они должны это делать. Документ запрещает по каким-либо причинам не пускать на дорогу клиентов, кроме тех, что отказываются платить, а также давать одним транспортным средствам преференции по отношению к другим.

Правила предусматривают, что операторами платных дорог могут быть как государственные компании, так и частные, действующие на основе концессии. Однако в ближайшем будущем «частников» в этом бизнесе не ожидается. В июле прошлого года создана госкомпания «Автодор». Согласно распоряжению правительства, к 1 мая 2010 года в доверительное управление "Автодора" будут переданы трассы М-4 «Дон» (от Москвы до Новороссийска) и участки на трассе М-1 "Беларусь" (от Москвы до границы с Белоруссией). Компания также получит в управление строящиеся объекты на трассе М-1: выход на МКАД, Молодогвардейскую транспортную развязку, подъездную автодорогу от Первого Успенского шоссе до нового выхода на МКАД, а также транспортную развязку на пересечении Подушкинского шоссе. В общей сложности почти 2,5 тыс. километров федеральных автодорог. В будущем под управление госкорпорации перейдут строящаяся скоростная трасса Москва--Санкт-Петербург, ЦКАД, западный диаметр КАД в Санкт-Петербурге, трасса Москва -- Нижний Новгород -- Казань.

Правила допускают использовать для оплаты проезда различные инструменты: талоны-наклейки, талоны с магнитной полосой, электронные контактные и бесконтактные смарт-карты. Электронные средства автоматической оплаты можно будет продавать клиентам или сдавать им в аренду. Для подтверждения факта проезда и урегулирования возможных споров оператор получает право зафиксировать и хранить следующие данные: госномер транспортного средства, его фото- или видеоизображение, фотографию водителя за рулем транспортного средства, время и место пользования платной автомобильной дорогой. Оператор обязан хранить эти сведения, исключив свободный доступ к ним третьих лиц, а по истечении установленного законодательством срока исковой давности данные о пользователях должны быть уничтожены.

«Размер платы за проезд по платной автомобильной дороге устанавливается оператором», -- говорится в новых правилах. Однако методику расчета платы и ее максимальный размер утверждает правительство России. Оператор в свою очередь может дифференцировать плату по типам транспортных средств или по частоте, с которой они пользуются дорогой. Зато однозначно запрещено дискриминировать одних клиентов в пользу других. Тарифы для машин одного и того же класса должны быть одинаковыми, как и скидки в рамках одной категории машин. Не допускается взимание с пользователей каких-либо иных платежей, кроме платы за проезд. Если при проезде по платной автодороге машина сломается или попадет в аварию, оператор обязан за свой счет переместить ее на охраняемую стоянку ближайшего пункта взимания платы и бесплатно хранить ее там в течение первых суток. В правилах, правда, есть оговорка: если остановившаяся аварийная машина «создает опасность для движения других транспортных средств».

Михаил КУКУШКИН