Время новостей
     N°9, 22 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.01.2010
Греф пугает
Главы Сбербанка и ЦБ сильно расходятся в оценке роста просроченных долгов
Президент Сбербанка Герман Греф подтвердил вчера приверженность консервативной финансовой политике. Он рассказал, что продолжит повышать резервы по кредитам, поскольку проблемные долги станут основной задачей банков в 2010 году. Г-н Греф дал откровенный прогноз по просроченной задолженности: по его мнению, она будет не меньше 20%, что вдвое превышает оценку Банка России. По мнению аналитиков, из официальных лиц глава Сбербанка был наиболее близок к истине.

Впрочем, г-н Греф добавил, что просрочка самого Сбербанка будет ниже. «У Сбербанка поменьше, поскольку качество кредитов получше», -- сказал глава банка. Однако, несмотря на это, Сбербанк в текущем году продолжит наращивание резервов на возможные потери. «2010 год вряд ли будет годом роспуска резервов. Считаем, что это произойдет в 2011--2013 годах», -- сказал г-н Греф. По его словам, в прошлом году Сбербанк увеличил резервы до 10,2--10,3% от кредитного портфеля. Резервы покрывают объем просроченных ссуд в 2,4 раза.

При этом банк старается следовать призывам правительства и финансовых властей по активизации кредитования и снижению процентных ставок. С 15 января банк возобновил кредитование физических лиц в иностранной валюте на приобретение жилья и снизил процентные ставки для участников зарплатных проектов по ряду кредитов. Ранее, с 1 декабря, Сбербанк понизил ставки в иностранной валюте по потребительским кредитным программам физических лиц. Для участников зарплатных проектов банк установил процентные ставки на уровне 90% от базовых процентных ставок в рублях и иностранной валюте по некоторым кредитным продуктам. По данным на конец прошлого года, доля Сбербанка на рынке розничного кредитования превышала 32%.

По данным Центробанка, на 1 декабря 2009 года просроченная задолженность по всем банковским кредитам по отношению к общей сумме выданных кредитов составляла 5,2%. Доля просрочки по кредитам нефинансовому сектору -- 6,3%, по кредитам физическим лицам -- 6,8%.

«Просроченная задолженность сейчас является большой проблемой для всех банков, и взвешенная политика Сбербанка по наращиванию резервов оправданна, -- считает аналитик ФЦ «Инфина» Вероника Чекина. -- Однако Сбербанк в отличие от многих других банков имеет значительный объем свободной ликвидности и может использовать ее для наращивания кредитного портфеля. Таким образом, «плохие» долги будут размываться в общем объеме, что приведет к улучшению показателей».

Впрочем, заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников считает, что перспективы бумаг Сбербанка на фондовом рынке не столь радужны, как может показаться. «Сейчас господдержка финансового сектора заканчивается, остаются благие пожелания банкиров о том, чтобы государство создало фонд «плохих» активов. Капитализация Сбербанка сильно раздута, если сравнивать ее с капитализацией энергетических компаний. В общем производстве ВВП вклад финансового сектора всего лишь 6%. Инвесторы, которые сейчас покупают акции Сбербанка, думают не о повышении эффективности финансового сектора и не о стратегии банка 2014 года, а о том, что государство будет и дальше поддерживать Сбербанк, а это глубокое заблуждение», -- отмечает он.

Центробанк не склонен драматизировать ситуацию с «плохими» долгами. Глава Банка России Сергей Игнатьев указывал ранее, что худший этап для финансовой системы страны уже пройден. В ноябре он заявил, что объем просроченных кредитов в российской банковской системе в последние два месяца практически перестал расти: темпы роста просрочки с очень высоких в начале года упали к конце осени почти до нуля.

Как отмечает Вероника Чекина, прогноз, высказанный Германом Грефом, является наиболее смелым из официальных оценок и ближе к истине, чем прогнозы Центробанка и других ведомств.

«Просрочка по корпоративным кредитам сегодня действительно велика, а ее дальнейший рост действительно создает опасность нового банковского кризиса, -- отмечает генеральный директор Столичной финансовой корпорации Павел Геннель. -- Вероятность же наступления этого кризиса зависит как от поведения самих банков, которым придется выбрать между реструктуризацией просроченных долгов или их взысканием с последующим вероятным банкротством заемщика, так и от возможных изменений в политике господдержки, которая либо сохранит прежнюю форму и продолжит усиливать проблемы частного бизнеса, либо примет форму стимулирования не отдельных предприятий, а отраслей. В этом случае государство действительно поможет экономике и снизит вероятность наступления второй волны кризиса».

Герман Греф вчера также высказал опасения относительно возникновения очередного «пузыря» на российском фондовом рынке. «В условиях избыточного денежного предложения накачивается стоимость фондового рынка и стоимость commodities. Очевидно, что мы будем иметь очередное сдувание этого «пузыря», -- заявил он. -- Очень важно в первом полугодии 2010 года не пропустить момент, когда мы можем свалиться в стадию перегрева стоимости активов». Глава Сбербанка сказал, что не берется предсказывать, когда именно возникнет «пузырь», но «очевидно, что он уже начал надуваться».

По мнению г-на Грефа, российскому финансовому сектору присущи болезни быстрого роста и он испытывает на себе все изъяны, связанные с неразвитостью рынка. Он полагает, что власти должны иметь инструменты, которые дают возможность вовремя собирать ликвидность с рынка, иметь контроль над денежным предложением. В частности, таким инструментом является секьюритизация.

Риск формирования «пузыря» на российском фондовом рынке, безусловно, существует, соглашается Павел Геннель. «Причем виной тому не только ударная работа американского печатного станка, но и неадекватность антикризисных мер по господдержке экономики, делающих кредитование реального сектора настолько рискованным, что большинство банков инвестируют средства только в валюты и бумаги, -- подчеркивает банкир. -- И чем больше правительство будет помогать неэффективным госпредприятиям и плодить разного рода госкорпорации, тем больше будет и риск вложений в частные предприятия, которые никогда не смогут успешно конкурировать с поддержанными государством игроками, продукцию которых государство сначала прокредитует, а потом как минимум субсидирует, а еще лучше -- купит полностью».

Николай КОЧЕЛЯГИН
//  читайте тему  //  Банки