|
|
N°114, 01 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Движение без рублевого обращения
Замминистра внутренних дел генерал-полковник милиции Александр ЧЕКАЛИН считает, что даже мелькание купюр во время общения инспектора с водителем является криминалом.
С 1 июля сотрудники ГИБДД оказываются в жестких условиях, когда все их действия регламентированы. Как известно, утверждена беспрецедентная статья, согласно которой за превышение полномочий в плане административной и правоприменительной деятельности в отношении инспектора ГИБДД предусмотрен штраф в размере 10 МРОТ. Раньше об этом и речи не было. Необходимость судебных решений по целому ряду статей КоАП существенно ограничивает ситуации, при которых допускается изъятие и задержание водительского удостоверения. Наша деятельность будет сопровождаться жестким прокурорским надзором и активными адвокатскими исследованиями.
Но растерянности у нас никакой нет. В старом кодексе упор был сделан на должностное усмотрение, а не на законность. Теперь мы должны перейти от должностного усмотрения инспектора к технической фиксации правонарушений. Поскольку в основу нового законодательства заложена презумпция невиновности, речь пойдет о фотографировании, аудио- и видеозаписи, использовании компьютерной техники. Исполнительные органы внутренних дел должны доказать вину гражданина. Весь цивилизованный мир пошел по этому направлению.
Я считаю, что это хороший шаг к правовому государству, ну а то, что будет мешать здравому смыслу, безопасности наших граждан, естественно, будет устраняться в законодательном порядке. Оценив КоАП с практической точки зрения, мы пришли к выводу, что ряд его позиций все же окажет негативное влияние на участников дорожного движения. И поэтому по 12 пунктам мы вышли в правительство с просьбой инициировать внесение поправок к административному законодательству. А пока мы можем посочувствовать друг другу, но закон выполнять обязаны.
-- Какие положения нового КоАП, по-вашему, будут мешать участникам дорожного движения?
-- В результате либерализации административного законодательства инспектор дорожно-патрульной службы лишается ряда полномочий репрессивного толка. А ведь у нас около десятка лет падала общегражданская дисциплина. Она падала и в системе дорожного движения. Правопослушным людям административный кодекс не очень грозит. Но мы будем лить воду на мельницу недосягаемых людей: тех, кто не останавливается на требование инспектора, кто уклонился от пошлины, кто не прошел ТО, водит без доверенности, ездит с поддельными номерами. Сейчас будет вестись работа с тем, чтобы выявить практическую ценность нового кодекса. Появится первый опыт правоприменительной деятельности. Мы изучим, в каких местах мы набиваем больше шишек: как в плане прав и защиты законных интересов граждан, так и в плане возможности или невозможности ГИБДД осуществлять функции по надзору за дорожным движением. Думаю, что к концу года, столкнувшись с вещами, которые просто неразрешимы, мы выйдем на целую обойму поправок к действующему с 1 июля кодексу.
-- А как быть с противоречиями, касающимися использования эвакуаторов?
-- Дума сказала, что будет рассматривать поправки после вступления кодекса в силу. Правительство пока в Думу ничего не внесло. Само МВД не обладает правом законодательной инициативы.
-- Большинство наказаний предусматривает штрафы. А они по ряду нарушений опять увеличены.
-- Тот, кто не умеет ездить, пусть и не ездит. Во всем мире административный кодекс носит предупредительный характер. Поэтому размер штрафа настолько высок, чтобы было невыгодно нарушать. Помните, в 1997 году Дума подняла штрафы, и вся Москва пристегнулась ремнями. Вы посмотрите, какие штрафы в Германии или в том же Сингапуре. Это не значит, что все их платят. Просто люди знают, что себе дороже нарушать. И когда русские выезжают за границу, нарушают реже. Мы не должны делать скидку и играть на руку нарушителям.
Кстати, большое достижение кодекса в том, что изъято рублевое общение между инспектором и участником дорожного движения, любое мелькание купюры -- это криминал.
-- У тех, кто не оплатит штраф через Сбербанк, будут вычитать из зарплаты?
-- Законом определено -- на добровольную уплату штрафа с 1 июля дается 30 дней. Потом будут посылать уведомление и передавать дело судебным приставам. Если человек не хочет платить, то может и дождаться, когда придет пристав, машину опишут, продадут и выплатят за счет этого штраф. Я считаю, что институт судебных приставов -- это перспективная находка в нашем обществе, потому что постепенно мы должны идти к цивилизации.
Но в общении с водителями мы снова сделаем ставку на пропаганду и агитацию в области правил дорожного движения и безопасности вообще. Появятся инспекторы пропаганды. Мы возвращаемся и к лекториям. Не в той форме, как это было раньше, когда мы задерживаем водительское удостоверение и предлагаем в воскресенье прийти, например, в Политехнический музей на лекцию. Сейчас по-другому все будет, полюбовно. Никаких изъятий, никаких предостережений не будет.
Записал Кирилл ВАСИЛЕНКО