|
|
N°3, 14 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Энергетический юрист
Андриса Пиебалгса в Еврокомиссии может сменить Гюнтер Ойттингер
В Европейском парламенте продолжается процедура ознакомления с кандидатами в члены нового состава Еврокомиссии. Сегодня депутаты проэкзаменуют претендента на роль комиссара по энергетике Гюнтера Ойттингера (на снимке), представляющего Германию. Он должен сменить на этом посту латыша Андриса Пиебалгса, который теперь номинируется на пост еврокомиссара по развитию.
Г-н Ойттингер, 1953 года рождения, никогда не занимался проблемами энергетики. Он юрист, и его биография плотно связана с землей Баден-Вюртемберг (юго-восток Германии) -- уже почти пять лет он является ее премьер-министром, а до этого на протяжении 21 года был членом местного законодательного собрания.
В письменном резюме, представленном в Европарламент, кандидат, отвечая на вопрос об опыте в энергетике, отметил: «Стабильный экономический рост, и в частности проблемы производства энергии и энергоэффективности, длительное время были ключевыми темами моей работы в парламенте и правительстве. В обеих сферах Баден-Вюртемберг является лидером с учетом ее инновационной силы и политической инфраструктуры». И делает вывод о том, что в связи с этим он «идеально подготовлен» для того, чтобы решать энергетические проблемы «в интересах всей Европы».
Андрис Пиебалгс в своем резюме (на пост комиссара по развитию) отметил, что за пять лет работы удалось «сделать великое дело» -- принять концепцию «20-20-20» (согласно которой страны ЕС должны к 2020 году снизить выбросы углерода и потребление энергоресурсов на 20%, а также увеличить долю возобновляемых источников энергии в балансе до 20%) и третий пакет мер по либерализации рынков газа и электроэнергии. По его словам, энергетическая политика была одним из главных достижений предыдущего состава, и он пытался обеспечить ей интеграционную роль по отношению к другим направлениям политики Евросоюза.
Однако нельзя не заметить, что именно энергетическая политика в рамках обсуждения этого третьего пакета разбила ЕС на два ожесточенных лагеря. Страны, во главе с Великобританией ориентированные на либерализацию, требовали разделить энергоконцерны по видам деятельности во всей Европе, оппоненты в лице Германии и Франции были категорически против. В итоге текст третьего пакета мер был значительно смягчен, а ключевые энергетические вопросы остались в компетенции национальных правительств, что фактически означает раскол внутри ЕС и сулит новые конфликты между странами-участницами.
На предложение назвать три приоритетных вопроса в сфере энергетики в случае назначения комиссаром Гюнтер Ойттингер предложил сразу пять ключевых тем, в которых есть и преемственность, и указания на возможную смену энергополитики Брюсселя. Во-первых, говоря о построении экономики с низким уровнем выбросов, он отмечает необходимость поднять энергоэффективность за счет повышения инвестиционной привлекательности таких проектов и снижения затрат. По его мнению, нужно делать ставку на выработку электроэнергии, в том числе атомной (с повышением стандартов безопасности). Хотя «массовое развитие производства электроэнергии на базе возобновляемых источников необходимо, каждая страна ЕС должна быть свободна в выборе собственного энергобаланса». Это явно идет вразрез с предыдущими усилиями Брюсселя установить свое верховенство в данных вопросах.
Во-вторых, он собирается всеми силами поддерживать разработку и вывод на рынок новых технологий с нулевыми показателями выборов углекислого газа. В-третьих, г-н Ойттингер намерен стимулировать развитие энергетической инфраструктуры, продолжить работу над ключевыми проектами Baltic Interconnector (объединение энергосистем стран Балтии) и Nabucco (газопровод из Турции в Австрию на базе газовых ресурсов Каспия и Ближнего Востока). Правда, для того чтобы вернуть привлекательность для инвестирования в объект газовой инфраструктуры ЕС, придется сделать много новых исключений из действующих правил либерализованных рынков (полностью или частично отменять принцип свободного доступа к построенным мощностям для третьих лиц). Именно так сейчас реализуются все дорогостоящие инфраструктурные проекты в Европе. Например, инвесторы Nabucco получили эксклюзивные права на 50% мощности будущей трубы, акционеры подводной перемычки из Греции в Италию -- 75%, а Wingas и E.ON Ruhrgas -- 100-процентное освобождение от регулирования для газопровода OPAL, по которому газ из «Северного потока» пойдет через территорию Германии к границе с Чехией. От проектов, не получивших таких прав, потенциальные инвесторы все чаще отказываются или замораживают их на неопределенный срок.
Четвертым приоритетом станет развитие внутреннего рынка в интересах потребителей энергии за счет снятия структурных, правовых и других барьеров. Наконец, в-пятых, новый комиссар планирует расширять внешнее сотрудничество, поскольку европейцам «еще много лет будет нужно значительное количество импортных нефти и газа». В качестве реверанса традиционной политике Брюсселя г-н Ойттингер обещает работать над солидарностью между странами -- членами ЕС с учетом опыта прошлогоднего газового кризиса.
Среди документов, которые он намерен представить парламентариям в короткие сроки после начала работы в качестве комиссара, присутствует и пакет по энергетической инфраструктуре. В нем будут перечислены приоритеты ее расширения вплоть до 2030 года и законодательные инициативы по безопасности энергоснабжения, включая присвоение статусов TEN E (трансъевропейская сеть) ключевым проектам.
После завершения на следующей неделе слушаний по всем кандидатам и рассмотрения их результатов на уровне председателя Европарламента на голосование будет вынесен весь новый состав комиссии. Он может быть утвержден полностью при поддержке квалифицированного большинства депутатов или отклонен. Тогда Жозе Мануэлу Баррозу, вновь получившему осенью прошлого года мандат председателя Еврокомиссии, придется вносить претендентов на все портфели заново.
Алексей ГРИВАЧ