Узбекские власти досрочно провели реконструкцию снесенного в ноябре прошлого года памятника советскому солдату, установленному в 1975 году в Ташкенте в парке у Музея вооруженных сил. Слово «реконструкция» здесь не слишком уместно. Но именно этот термин употребил посол Узбекистана в Москве Ильхом Нематов, когда в интервью российским СМИ заявил 25 ноября, что «
все экспонаты отреставрируют и возвратят на свое прежнее место» к празднованию 65-летия Победы.
Как и предполагала наша газета, ташкентский «медный солдат», распиленный в те дни на множество частей, уже не подлежит восстановлению. Понимая это, узбекский посол был весьма осторожен, избегая говорить конкретно о реконструкции самого памятника и предпочитая слово «экспонаты». Вдоль аллеи, шедшей к старому памятнику, 30 лет назад были установлены бюсты советских военных различных родов войск. Их на прежнее место также не вернули.
Преображенный облик архитектурного ансамбля парка прояснился 12 января. В этот день президент Узбекистана Ислам Каримов в торжественной обстановке открыл там памятник узбекскому солдату, принимающему клятву на верность своей стране. Преклонив колено, он готовится поцеловать национальный флаг Узбекистана, а над ним возвышается благословляющая на ратную службу солдатская мать.
Новый ансамбль выглядит весьма выразительно. И это неудивительно, ведь сам глава государства принимал участие в обсуждении его эскизного проекта -- об этом убедительно свидетельствовал видеоряд, показанный по узбекскому телевидению. Впрочем, точно так же мог бы выглядеть замечательный памятник в любой другой стране мира, только там был бы иной флаг.
Открытие памятника в Ташкенте было приурочено к Дню защитника отечества, который отмечают сегодня в Узбекистане. Выступление Ислама Каримова было преисполнено волнением и пафосом: «Уверен, этот величественный памятник благодаря своему художественному решению и большому воспитательному значению не оставит равнодушным ни одного нашего соотечественника, живущего с благородными помыслами о сегодняшнем и завтрашнем дне страны. Каждый, кто увидит этот неповторимый монумент, будет до глубины души тронут его сутью, воспримет его в первую очередь как гимн преданности родине, мужеству и стойкости самоотверженных людей; защитников страны и народа». Президент Узбекистана убежден: «Увидев благородную стать, этот мужественный образ, многие молодые люди, несомненно, твердо решат: «Я тоже буду военным, буду защищать свой дом, свою страну, родных и близких!»
Выразил свое отношение Ислам Каримов и к старому советскому «медному солдату». «Если сравнить вновь возведенный монумент с прежним памятником, который на протяжении долгих лет стоял на этом месте, отражая идеологию старого строя, думаю, многое становится ясным без лишних комментариев», -- заметил узбекский лидер.
Но какое отношение к «идеологии старого строя» имеет композиция, возведенная в память о погибших в Отечественной войне или, как называют ее нынче в Узбекистане, второй мировой? Даже если, как справедливо напоминают очевидцы, первоначально это был памятник защитникам южных рубежей Отечества, а Отечеством в те годы называли Советский Союз. И даже если на этом месте нет никаких воинских захоронений. Ведь не случайно посол Узбекистана в Москве, давая свои обещания в ноябре прошлого года, особо подчеркнул: "Мы очень дорожим нашим прошлым, чтим ветеранов, ведь во время войны Узбекистан направил на фронт порядка 1,5 млн человек. Каждый третий из которых не вернулся, в нашей стране нет ни одной семьи, которая не пострадала бы от войны"
Вот уже двадцать лет прошло с тех пор, как в восточной части Германии нет больше ни «старого строя», ни его «идеологии». А памятник советскому солдату в берлинском Трептов-парке до сих пор стоит, и за ним немцы очень аккуратно ухаживают. Но вот изваяния идеологических советских Ильичей с кепочками в руках и на головах, а также других вождей за эти годы в восточногерманских городах, как и по всей Восточной Европе, были демонтированы десятки...
В Узбекистане имеют полное право сносить одни памятники и на их место ставить другие. Можно, конечно, ставить новые памятники, не уничтожая старых. Но вряд ли стоит уподобляться вандалам, которых, к несчастью, много и среди российских чиновников, готовым под покровом ночи снести солдатский мемориал, если он мешает спрямить дорогу. Такая дорога, если перефразировать слова из известного фильма, «к храму» нового строя не приведет.