|
|
N°1, 12 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не поделили по-братски
Поставки нефти в Белоруссию продолжаются, несмотря на срыв переговоров
Газовое противостояние России и Украины, ставшее столь привычным в последние годы, в 2010-м неожиданно сменилось нефтяной ссорой с Белоруссией. Договор об экспорте нефти и размере пошлины на текущий год не подписан до сих пор. Однако поставки сырья из России не прекратились, и нефть «в рамках предварительных договоренностей», как выразилась пресс-секретарь «Белнефтехима» Марина Костюченко, продолжает течь на Запад через белорусскую территорию и перерабатываться местными НПЗ. Но ждать скорого разрешения конфликта не приходится. Переговоры отложены на неопределенный срок. Кроме того, вчера белорусская сторона потребовала пятикратного увеличения платы за транзит через свою территорию российской электроэнергии.
Несмотря на бесконечные заверения в нерушимости союза, оказалось не просто примирить желание Минска получать 8 млн тонн нефти беспошлинно, а остальные 13,5 млн тонн с 15-процентным дисконтом и нежелание Москвы нести 2 млрд долл. убытка даже во имя братской любви российского и белорусского народов.
Переговоры, призванные определить, насколько братскими будут отношения двух стран в углеводородной сфере, по заявлениям вице-премьера России Игоря Сечина, должны были завершиться 30--31 декабря. Однако никаких соглашений заключено не было, а обстановка стала стремительно накаляться. Пытаясь поторопить партнеров, Москва заявила о том, что если новый контракт не будет подписан, то с 1 января Минску придется платить таможенную пошлину за российскую нефть в полном объеме. Это, очевидно, не слишком напугало белорусских коллег. Делегация из Белоруссии прибыла в российскую столицу только 5 января.
Состав ее вселял надежду на скорое завершение непростых переговоров -- в Москву прилетели заместитель министра экономики Анатолий Филонов и председатель государственного концерна «Белнефтехим» Валерий Казакевич.
Однако к 7 января, несмотря на то, что официальные источники поспешили объявить о «серьезном сближении по ряду позиций», переговоры вновь зашли в тупик, и белорусская делегация вернулась в Минск. Но уже 9-го числа в Москву вылетел первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко. Впрочем, и этот раунд переговоров окончился безрезультатно. В итоге стороны лишь обменялись письменным изложением своих позиций и заявили о готовности продолжать диалог.
Ситуацию, очевидно, можно было бы изменить, если бы президент Александр Лукашенко стал сговорчивее в вопросах приватизации столь желанных для российских нефтяников Мозырьского НПЗ, «Нафтан-Полимира» и нефтетранспортной системы Белоруссии.
Но как в борьбе за контроль над этими предприятиями (или за возможность продать их подороже), так и в схватке за сохранение третьей части доходов бюджета, которая неизбежно будет потеряна, если Минску придется оплачивать пошлину в 100-процентном объеме, у Лукашенко нашлось несколько козырей в рукаве. Прежде всего Минск еще 1 января заявил о том, что выйдет из соглашения о создании таможенного союза с Россией и Казахстаном, если Москва будет настаивать на «выведении целого энергетического сектора Белоруссии за пределы подписанных договоров». Стоит пояснить, что в рамках единого таможенного пространства Минск получил бы возможность беспошлинно ввозить российскую нефть и, перерабатывая, выгодно продавать ее западным потребителям уже по рыночным ценам. Используя сегодня такую схему, Белоруссия зарабатывает около 6,5 млрд долл. в год. Напомним, что согласно предложениям Москва беспошлинно должна поставлять Минску сырье только для внутреннего потребления (6,3 млн тонн). И это при том, что в прошлом году общий объем нефти, закупленной Белоруссией у России, составил 21 млн тонн.
Пошлина за 13,5 млн тонн углеводородов станет для Минска неподъемным грузом. Понимая это, местные власти поспешили 4 января напомнить Москве о не подписанном до сих пор договоре о транзите электроэнергии в Калининградскую область и Прибалтику, а также пригрозили резко повысить ставки на транзит российской нефти в ЕС. Причем уже вчера в «Интер РАО» сообщили о том, что «Белэнерго» выдвинуло «неконструктивные, немотивированные требования об увеличении стоимости транзита более чем в 5,5 раза».
Однако пока ни сознание того, что проволочки в разрешении конфликта ведут к многомиллионным убыткам, ни взаимные угрозы, ни серия визитов высокопоставленных чиновников не позволили прийти к компромиссу. Неопределенными остаются даже сроки возобновления диалога. Более того, как пояснила на днях официальный представитель Минэнерго Ирина Есипова, «какое-то время переговорный процесс будет носить дистанционный характер».
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ