|
|
N°239, 25 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вышли из комы
Россия и Болгария вернулись к идее энергетического партнерства
К новому году российско-болгарское энергетическое сотрудничество, которое после смены правительства балканской страны летом оказалось в глубоком кризисе, приобрело ускоренную динамику. Вчера в Москве состоялась внеплановая, по данным болгарских СМИ, встреча министров энергетики Сергея Шматко и Трайчо Трайкова. Как заявил глава российского Минэнерго, она «была посвящена вопросам реализации договоренностей, достигнутых в рамках проведения 13-го заседания межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в Софии», состоявшегося всего десять дней назад. И хотя пока до урегулирования многочисленных проблем еще далеко, переговорный процесс по трем ключевым энергетическим темам -- поставки и транзит газа, реализация проекта нефтепроводного проекта Бургас--Александруполис и строительство АЭС «Белене» -- явно вышел из политической комы.
Судя по всему, основные переговорные усилия российской стороны направлены на атомный проект, который на сегодняшний день является не только самым продвинутым с коммерческой точки зрения, но и «родным» для г-на Шматко. Он работал над ним еще будучи руководителем «Атомстройэкспорта» (до лета 2008 года), выигравшего тендер на возведение станции «Белене» стоимостью 4 млрд евро три года назад.
Однако реализация проекта так толком и не началась. Сначала болгарское правительство, стратегический инвестор (немецкий концерн RWE) и подрядчик долго спорили об объемах и схеме финансирования. А после того как по итогам парламентских выборов правительство социалиста Сергея Станишева сменил правый кабинет Бойко Борисова, проект стал разваливаться.
Новый премьер сразу заявил, что собирается тщательно разобраться в больших энергетических сделках, которые с Россией заключил предшественник. Справедливости ради отметим, что он выполнял собственные предвыборные обещания. Помимо политического подтекста (российская энергетическая экспансия на Балканы очень раздражает Вашингтон, а новые болгарские власти в значительной степени ориентированы на США) свою роль сыграл и кризис. У Софии попросту нет средств для финансирования своих долей в проектах. Только на АЭС бюджет должен был направить минимум 2 млрд евро, остальное должен был профинансировать RWE (49%). Недавно немцы заявили о выходе из проекта, после чего болгарская сторона оказалась перед необходимостью отказаться от стройки вовсе или найти другого стратега. В этих условиях Россия предложила комплексное решение, которое предусматривало предоставление государственного кредита на АЭС и вхождение «Росатома» в качестве соинвестора. Но в ноябре правительство Болгарии заявляло о намерении объявить международный тендер, а глава МИД в ходе поездки в США активно зазывала американских инвесторов в проект.
По некоторым данным, Сергей Шматко конкретизировал российское предложение в рамках заседания межправительственной комиссии. А вчера, судя по всему, г-н Трайко привез болгарский ответ. «Мы договорились в течение двух-трех недель составить конкретный план действий по проекту АЭС «Белене» и заняться его реализацией», -- заявил вчера российский министр. «Концепцию проекта обсудят правительства двух стран, после чего мы вернемся к конкретным двусторонним переговорам», -- пояснил его коллега из Болгарии.
Что касается газа и нефти, то здесь прогресса меньше. Сергей Шматко вновь, как и 15 декабря, говорил о том, что «Газпром экспорту» и Болгарскому энергетическому холдингу (БЭХ) нужно срочно начать переговоры по продлению истекающего в 2010 году контракта. Выяснилось, что речь идет о «крошечном объеме», который российский концерн продает болгарскому из транзитной трубы близ границы с Македонией для снабжения потребителей на юго-западе страны. Договор предусматривает поставки до 100 млн кубометров в год, но в 2007 году по нему прошло всего 32 млн кубометров, а в прошлом -- 47 млн кубометров.
В то же время следует отметить, что новое правительство пока не ставит вопрос об изменении схемы поставок газа в Болгарию, на чем по итогам российско-украинской газовой войны в начале года настаивал прежний кабинет. Напомним, что почти весь газ в Болгарию импортируют две частные компании -- «Овергаз» (паритетное СП «Газпрома» с одноименным болгарским холдингом) и WIEE (СП «Газпрома» и немецкого Wintershall). За 2008 год «Овергаз» приобрел у «Газпром экспорта» 2,53 млрд кубометров, которые тут же перепродал государственному БЭХ. Около 10% СП затем выкупает назад, для поставок конечным потребителям по своим газораспределительным сетям. WIEE импортировало 608 млн кубометров, а сам БЭХ кроме газа для юго-западной части страны получил от «Газпром экспорта» напрямую всего 297 млн кубометров топливного газа на обеспечение транзита. Через болгарскую систему в 2008 году прошло 17 млрд кубометров (80% в Турцию), а за десять месяцев текущего -- только 10 млрд кубометров.
По «Южному потоку», по словам Сергея Шматко, переговоры на корпоративном уровне должны возобновиться уже в январе. Болгарская сторона сняла сомнения в отношении этого проекта и готова к диалогу. Следует отметить, что на прошлой неделе правительство страны внесло в парламент для ратификации подписанное летом межправительственное соглашение по альтернативному трубопроводу Nabucco, который ориентирован на поставку в Европу нероссийского газа. Таким образом, кабинет Бойкова позволил Nabucco «догнать» «Южный поток», соглашение по которому было ратифицировано еще летом прошлого года. По информации «Времени новостей», сейчас «Газпром» и БЭХ обсуждают распределение газа между двумя нитками, которые планируются по территории Болгарии (одна -- в направлении Австрии и севера Италии, вторая -- через Грецию на юг Апеннин), соглашение акционеров по строительству болгарского участка и устав совместного предприятия.
В то же время нефтепровод Бургас--Александруполис (задумывался как российский вариант обхода перегруженных проливов из Черного в Средиземное море) остается под вопросом. Вчера представители болгарской стороны вновь подчеркнули, что считают приоритетной подготовку соответствующей оценки воздействия проекта на окружающую среду. «Мы с пониманием относимся к такой позиции болгарского правительства и считаем, что для дальнейшего продвижения по проекту надо снять все накопившиеся вопросы», -- отметил российский министр. Даже недавний прогресс в процессе расширения трубы Каспийского трубопроводного консорциума, которая позволит увеличить поставки в Новороссийск казахстанской нефти и тем самым может создать базу для загрузки проекта Бургас--Александруполис, не заставил Софию смягчить позицию.
Алексей ГРИВАЧ