|
|
N°240, 28 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Острые углы коллапса"
Политики об итогах года
Корреспондент "Времени новостей" Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА попросила российских политиков подвести итоги года.
Олег МОРОЗОВ, первый вице-спикер Госдумы, депутат фракции «Единая Россия»:
-- Что касается работы Думы, центральное место в уходящем году занимала совместная с правительством антикризисная деятельность. Мы приняли закон, предполагающий ежеквартальный отчет правительства об антикризисных мерах, и дважды в эту сессию слушали правительство о том, как оно реализует антикризисную программу. Мы приняли также ряд законодательных решений, которые являются антибюрократическими и в этом смысле также носят антикризисный характер.
Еще одно направление деятельности Думы в 2009 году было связано с продолжением политических реформ, начатых еще при президентстве Путина и, по сути дела, продолженных двумя посланиями президента Медведева.
Иван МЕЛЬНИКОВ, вице-спикер Госдумы, первый заместитель председателя ЦК КПРФ:
-- Уходящий год был, может быть, не очень насыщенным, но довольно «симптоматичным» с политической точки зрения. Я бы выделил несколько моментов.
Первое: моральное самоутверждение президента России Дмитрия Медведева в своей должности после появления программной дискуссионной статьи «Россия, вперед!». Важен, конечно, не сам факт появления статьи и не самоутверждение. Здесь значимо то, что впервые на таком высоком уровне власть подвергла критическому анализу экономическую систему, которую расхваливали наперебой в последние годы, особенно на выборах в Государственную думу 2007 года.
Второе: осенний цикл выборов, где мы столкнулись с произволом таких масштабов, который требовал особой реакции. В первую очередь это касалось скандальных выборов в Московскую городскую думу, где региональная власть проявила, на мой взгляд, просто политический бандитизм. И тогда три фракции консолидированно покинули зал заседаний Государственной думы. Такое случилось впервые в истории российского парламентаризма, и этот наш обоснованный демарш вполне является одним из центральных событий года.
Третье: провозглашение в послании президента корректировок в политической системе. Пока многое звучит как «обещания», а мы люди не наивные. Но сам факт, что все это было озвучено -- и относительно равных возможностей в формировании фракций в регионах, и по поводу освещения работы партий в СМИ, и по поводу многих проблем избирательного законодательства, и о введении отчетов правительств субъектов Российской Федерации, -- все это неплохие сигналы. Будем следить за реализацией.
Четвертое: к сожалению, речь о трагедиях. Мы понесли большие утраты, это касается и гибели людей во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, и крушения «Невского экспресса», и пожара в Перми. Здесь и уход таких масштабных личностей, как Людмила Зыкина, Вячеслав Тихонов, и ряда других. Безусловно, событиями года являются и дискуссия вокруг кризиса в МВД, в МЧС, и актуализация темы коррупции в бюрократическом аппарате.
Денис ДАВИТИАШВИЛИ, депутат фракции ЛДПР:
-- Как это ни печально, уходящий год больше всего запомнился катастрофами. Это и авария на Саяно-Шушенской ГЭС, и пожар в ночном клубе в Перми, и взрыв «Невского экспресса». Все эти печальные события обнажили проблемы, которые существуют у нас в исполнительной власти. Я имею в виду конкретную работу чиновников. Президент, судя по его выступлениям, тоже осознает эти проблемы.
Если говорить о хорошем, стоит отметить, что вопреки разговорам о второй, третьей, десятой волне кризиса российская экономика по-прежнему достаточно устойчива. Пессимистические сценарии пока не сбываются. Для партии ЛДПР этот год стал особенным, ведь мы отметили 20-летний юбилей. ЛДПР -- старейшая партия в России. Такой долгий срок жизни показывает, что партия нужна, пользуется поддержкой избирателей, уверена в завтрашнем дне.
Александр БАБАКОВ, вице-спикер Госдумы, депутат фракции «Справедливая Россия»:
-- 2009 год был одним из самых сложных за последнее десятилетие. Мировой финансовый кризис отразился на российской экономике, привел к ощутимым для всех слоев общества переменам. Тем не менее российская исполнительная власть смогла удержать страну от потрясений, максимально сгладив все острые углы экономического коллапса.
Наметилась тенденция к персонификации ответственности чиновников. В уходящем году была опробована норма об обязательной публикации сведений о доходах и имуществе чиновников всех уровней. В результате семейный бюджет многих чиновников был придан огласке и подвергся широкому общественному обсуждению. Считаю этот опыт положительным, так как в дальнейшем любой гражданин России сможет проверить, как улучшилось или ухудшилось благосостояние того или иного бюрократа. Кроме того, в прошедшем году мы наблюдали ряд громких антикоррупционных дел, что является продолжением курса Кремля на борьбу с зарвавшимся чиновничеством.
Отдельного внимания заслуживает такое важное нововведение, как ежегодный отчет правительства перед российским парламентом. Также хотел бы отметить наши регулярные встречи и системную совместную работу с правительством над антикризисной программой.
В уходящем году начали действовать поправки в выборное законодательство, делающие его более либеральным. Россия добилась серьезных побед на международной арене. После грузинской авантюры прошлого года отношения нашей страны с мировым сообществом претерпели определенные изменения. После огульной критики вмешательства Российской Федерации в конфликт в Южной Осетии многие политические силы Запада, оценив ситуацию, сменили свое отношение на более взвешенное. Но в результате конфликта Россия была вынуждена по-новому выстраивать диалог со многими зарубежными партнерами. Помимо этого конфликт подчеркнул тот факт, что система международной безопасности не отвечает требованиям времени.
Леонид ГОЗМАН, сопредседатель партии «Правое дело»:
-- К сожалению, на первый план выходят неприятные и трагические события. Страшной потерей стал безвременный уход Егора Гайдара. Страна сейчас, конечно, не осознает эту потерю, но еще осознает. Плохого было немало: трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, пожар в Перми, крушение «Невского экспресса», мерзкая история с выборами 11 октября.
Конечно, было и хорошее. Были существенные изменения в международных отношениях и нашей внешней политике. Кто здесь мотор -- Медведев, Обама или еще кто-то, не имеет значения. Важно, что климат становится более пристойным, особенно если вспомнить, в каком состоянии мы входили в уходящий год после войны в Грузии. Есть еще один позитив, уже наш, внутренний. У нас вернулась не политика, конечно, ее у нас по-прежнему нет, у нас вернулась политическая дискуссия. И хотя телевидение остается столь же советским, как было раньше, политическая дискуссия, тем не менее, ведется. Она, конечно, связана с Медведевым, который задал импульс, но она шире и важнее того, что задал президент. Это просто прорвавшаяся потребность общества определять свою судьбу, свое будущее. Очень радостный результат, который дает шанс на то, что вернется политика, а значит, и нормальная жизнь.
|