В Ашхабаде хорошо приняли Дмитрия Медведева и совсем не приняли корреспондента "Времени новостей"
Вчерашний день Дмитрий Медведев провел в Туркмении. Его переговоры с президентом этой республики Гурбангулы Бердымухамедовым ознаменовались важными событиями, в частности «Газпром» добился изменения условий контракта на закупку туркменского газа. Закупки будут восстановлены в январе с привязкой к европейским ценам. По данным «Времени новостей», согласованная среднегодовая цена составит 240--250 долл. за тысячу кубометров, что выглядит явным успехом российской стороны.
Гг. Медведев и Бердымухамедов в этом году встречались уже несколько раз, и не далее как три недели назад российский президент принимал туркменского коллегу в своей резиденции в Завидово, причем по большей части они общались неофициально. Вот и вчера в Ашхабаде, завершив все формальные мероприятия, главы государств отправились вдвоем в горы обедать.
Накануне приезда г-на Медведева туркменский президент на заседании собственного правительства заявил: «Очередная туркмено-российская встреча в верхах призвана стать важнейшим шагом на пути углубления традиционного диалога с Россией, получившего сегодня и новую динамику, и более конструктивный подход к определению форматов сотрудничества с учетом всех имеющихся возможностей партнерства».
Однако и «новая динамика», и «возможности партнерства» имеют для Ашхабада свои пределы. Туркменские власти, в частности, воспрепятствовали освещению переговоров корреспондентом «Времени новостей». Они вернули без объяснений документы на получение туркменской визы, поданные в составе пресс-пула президента России. Естественные в данной ситуации усилия кремлевских чиновников, приложенные к тому, чтобы представитель «Времени новостей» мог работать в президентском пуле во время визита главы государства в Туркмению, не дали результата.
Несмотря на отсутствие объяснений с туркменской стороны, ее мотивация, очевидно, связана с позицией прежнего руководства страны. Покойный президент республики Сапармурат Ниязов воспринимал публикации нашей газеты о ситуации с правами человека в Туркмении как «заказные» и подозревал журналистов в ужасных помыслах. Приход к власти г-на Бердымухамедова, казалось, сопровождался некоторыми признаками оттепели, в том числе и во внутренней политике. Но, похоже, туркменская оттепель пока впереди.
Несмотря на то что с апреля закупки газа в Туркмении остановлены (и объем товарооборота в этих условиях продолжил рост), отношения с Россией для Ашхабада определяются по-прежнему газовой сферой. Даже вполне гражданское мероприятие вчерашней президентской программы -- открытие нового здания российско-туркменской средней общеобразовательной школы имени Пушкина -- связано с «Газпромом». Российский газовый монополист профинансировал строительство, начало которому положили еще в мае 2007 года президенты Путин и Бердымухамедов. Созданная в 2002 году школа, в которой сейчас около 700 учеников, остается единственным в стране русскоязычным средним учебным заведением, работающим по 11-летней российской программе.
Намерение туркменских властей несколько лет назад закрыть эту школу вызвало тогда серьезный резонанс и определенные осложнения в двусторонних отношениях. В итоге Москве пришлось организовать финансирование строительства. Открытие нового здания Дмитрий Медведев вчера назвал отражением взаимного желания «укреплять дружественные связи между Российской Федерацией и Туркменистаном, основанные на лучших традициях и глубоком интересе наших народов друг к другу, на той истории, которую мы совместно проживали в течение многих веков».
Вчерашние соглашения в газовой сфере должны подвести черту под многомесячным конфликтом газовиков обеих стран и, что характерно, многомесячными попытками гг. Медведева и Бердымухамедова этот конфликт прекратить.
Решено, что Россия возобновит закупки туркменского газа в январе 2010 года. Вчера были подписаны изменения и дополнения к контракту между «Газпромом» и «Туркменгазом», а также соглашение о развитии сотрудничества в сфере энергетики и машиностроения. Документы предусматривают снижение максимального объема закупки туркменского газа до 30 млрд кубометров в год, формулу цены, основанную на реалиях европейского рынка, а также совместную реализацию газопроводных проектов -- Прикаспийского и «Восток-Запад».
Заметно, что газовый мир дался Москве и Ашхабаду очень нелегко и без особого удовольствия. Туркменская сторона продолжает таить обиду на «Газпром» за апрельское прекращение отбора газа и случившийся взрыв газопровода на туркменской территории. Концерну же крайне не нравится политика г-на Бердымухамедова, которая вопреки беспрецедентной коммерческой привлекательности продаж газа в российском направлении предполагает активный поиск альтернативных маршрутов экспорта, прежде всего в Европу в обход России. Поэтому новой эскалации газового кризиса между двумя странами можно ждать в любой момент.
На этом фоне неудивительно, что заметную роль в подготовке визита Дмитрия Медведева в Ашхабад играл вице-премьер Игорь Сечин, а на вчерашних переговорах присутствовал президент «Итеры» Игорь Макаров. Г-н Сечин, который и внутри России активно способствует сокращению монополии «Газпрома», вчера принял участие в открытии в Ашхабаде нового офисного комплекса «Итеры». Что касается г-на Макарова, то его президенты Медведев и Бердымухамедов даже пригласили на переговоры в узком составе. В связи с этим вызывает большой интерес не только то, как будет развиваться сотрудничество с участием «Итеры», но и не приведет ли это к смене акционеров компании (как это произошло недавно с другим независимым производителем газа -- компанией НОВАТЭК).
Достижение договоренностей с «Газпромом», по всей видимости, является следствием двух факторов -- настойчивости президента Медведева и относительно спокойной ситуации на газовом рынке, когда Ашхабад не мог диктовать жесткие условия.
Источник «Времени новостей» в «Газпроме» пояснил, что новая контрактная цифра отражает верхнюю планку в зависимости от потребностей на рынке, прежде всего на Украине, а формула цены будет соответствовать зафиксированной в договоре с «Нафтогазом» минус транспортные расходы. В первом квартале ожидается, что украинский концерн будет получать газ по 290--300 долл. за тысячу кубометров, а расходы на транспортировку составят около 50 долл. В бюджете концерна на следующий год предусмотрены закупки 10--11 млрд кубометров туркменского газа, а Украина обязалась взять не менее 27 млрд кубометров газа.
«Газпром» на переговорах представляли зампреды правления Александр Медведев и Валерий Голубев. Глава компании Алексей Миллер остался в Москве, где провел встречу с председателем правления «Нафтогаза Украины» Олегом Дубиной, обсуждая в том числе поставки газа в первом квартале.
Итоговые объемы туркменского газа в балансе «Газпрома», вероятно, будут зависеть не только от конъюнктуры рынка, но и от содержания стратегического сотрудничества между Россией и Туркменистаном в газовой сфере. «Я уверен, что у него (энергетического сотрудничества. --
Ред.) самые благополучные перспективы», -- заявил вчера г-н Медведев. Но будет нелишним напомнить, что именно разногласия по вопросам о перспективах сотрудничества привели весной к газовому конфликту между Москвой и Ашхабадом. «Газпром» не сумел договориться о приемлемых условиях участия в строительстве газопровода Восток--Запад, который должен связать месторождения газа в восточной части Туркменистана с берегом Каспия, во время мартовского визита в российскую столицу Гурбангулы Бердымухамедова. Стороны не сошлись в гарантиях того, что газ в итоге не пойдет в обход России. Кроме того, туркменский лидер отказался снизить цену топлива, несмотря на ее снижение в Европе. Г-н Бердымухамедов, вернувшись в Ашхабад, объявил международный тендер на строительство газопровода Восток--Запад (итоги его неизвестны, хотя сообщалось, что подано множество заявок). В итоге «Газпром» с апреля прекратил отбор туркменского газа, и договориться об условиях возобновления поставок стороны смогли только теперь.
Пока спрос на газ на российском, европейском и украинском рынке полностью не восстановится (а этого даже отъявленные оптимисты ждут не ранее 2012 года), объемы туркменского газа будут нужны «Газпрому» только для оптимизации загрузки газотранспортной системы и сглаживания пиков потребления. Неделя аномальных холодов в Сибири и европейской части России, которая переросла в заморозки и снегопады в странах ЕС, продемонстрировала, что даже без туркменского газа монополии удалось выполнить обязательства, практически не прибегая к ограничениям поставок потребителям. Концерн на прошлой неделе лишь позволил себе некоторые профилактические меры по отношению к наиболее уязвимым в период отсутствия туркменских поставок южным регионам, распространив предупреждения о необходимости держаться в рамках, предусмотренных контрактами лимитов.
«Газпром» после длительного перерыва стал закупать туркменский газ в 2004 году, начав с 4--5 млрд кубометров в год. Уже в 2006 году объем вырос до 40 млрд кубометров, когда Ашхабад предпочел отказаться от выполнения контракта с «Нафтогазом Украины». Следует отметить, что согласно подписанному шесть лет назад соглашению о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере между Россией и Туркменистаном поставки должны были вырасти к 2009 году до 80--90 млн кубометров в год. Но в прошлом году они составили лишь 41 млрд кубометров газа, что примерно соответствует текущей пропускной способности газотранспортной системы Средняя Азия -- Центр (с учетом увеличения поставок газа Узбекистаном, который как транзитер туркменского газа имеет приоритет по доступу в эту трубу).
А переговоры по развитию новых транспортных мощностей шли очень тяжело. Еще в 2007 году была подписана сначала декларация, а затем и межправительственное соглашение России, Казахстана и Туркменистана о строительстве Прикаспийского газопровода мощностью 30 млрд кубометров (впоследствии она была увеличена до 40 млрд кубометров), но в его реализации стороны с тех пор так и не продвинулись. Зато стабильно росли ценовые запросы Ашхабада, которые «Газпрому» в условиях растущего спроса на газ приходилось выполнять. Три года назад концерн платил по 65 долл. за тысячу кубометров туркменского газа, а в прошлом покупал в среднем по 140 долл., попутно согласившись с 1 января 2009 года покупать газ по европейской цене. В результате цена в первом квартале составила 375 долл. -- на 15 долл. больше, чем «Газпром» получал от экспорта на Украину, которая традиционно является потребителем туркменского газа. Европейские цены позволяли избежать убытков от перепродажи газа из Туркмении, но прибыли эти транзакции не приносили, уменьшая и так рухнувший из-за кризиса и войны с Киевом экспорт российского сырья.
России предстоит определиться с новой стратегией поведения в Средней Азии. Очевидно, что ставка на сохранение монополии за счет увеличения закупочной цены не сыграла. На прошлой неделе
был торжественно открыт новый газопровод Туркмения--Китай, который идет транзитом через Узбекистан и Казахстан. Он может и скорее всего перетянет на себя значительную часть газовых ресурсов этих стран, хотя на проектную мощность в 40 млрд кубометров он должен выйти только через три года (в том числе за счет газа, добываемого самими китайцами на новых месторождениях в Туркменистане). Подписание вчерашних документов -- это лишь тактический ход, направленный на сохранение перспектив для дальнейшего диалога, и в то же время возможность подстраховаться на случай новых холодов в январе--феврале или внезапного роста спроса на рынках сбыта.