|
|
N°237, 23 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба уперлась в Житный остров
Путь российской нефти преградили защитники природы
Строительство трубопровода Братислава--Швехат, по которому в Австрию планируется поставлять российскую нефть, оказалось под вопросом. На днях министр экономики Словакии Любомир Ягнатек выразил сомнение в том, что проект, перспективы которого еще осенью выглядели безоблачными, может быть реализован в ближайшие годы. Предполагалось, что 60-километровая труба мощностью 2,5--5 млн тонн в год станет продолжением нефтепровода «Дружба» и впервые обеспечит прямые поставки российского сырья на нефтеперерабатывающий завод под Веной.
Идея эта не нова. В 2003 году соответствующие соглашения подписали ЮКОС, владевший 49% акций словацкой трубопроводной компании «Транспетрол», и австрийская ОМВ, собственник НПЗ в Швехате. Строительство хотели начать на следующий год, но не успели. Ситуация изменилась нынешней весной, когда правительство Словакии выкупило у бывших менеджеров голландской «дочки» ЮКОСа долю в «Транспетроле», став единственным владельцем этой компании. В октябре «Транспетрол» и ОМВ реанимировали полумертвый проект, подписав меморандум о строительстве нефтепровода и создании с этой целью совместного предприятия «Братислава--Швехат Пайплайн».
В появлении трубы, способной качать нефть в обоих направлениях, заинтересованы обе стороны. Для Австрии это означает дополнительный и более дешевый источник сырья в дополнение к объемам, получаемым по Трансальпийскому нефтепроводу из итальянского порта Триест. А Словакия, практически полностью зависящая от импорта российских нефти и газа, могла бы подстраховаться на случай перебоев с их поставками. Небольшая протяженность маршрута обеспечивала относительную дешевизну проекта -- изначально он оценивался максимум в 35 млн евро.
Не предвиделось и проблем с сырьевой базой: имеющиеся у ОМВ в Поволжье и Республике Коми лицензионные участки позволяют в ближайшие годы рассчитывать на солидный уровень нефтедобычи. Австрийцы на своей территории хотели начать реализацию проекта уже в 2011 году. Весомость планам придавала однозначная поддержка России. Премьер Владимир Путин, переговорив в ноябре со словацким коллегой Робертом Фицо и канцлером Австрии Вернером Файманом, назвал проект отвечающим идее «углубления энергетического взаимодействия».
Уязвимым местом стала экология. По первоначальному варианту, словацкий участок трубы должен был пройти через братиславский район Петржалка и водоохранную зону Житного острова, считающуюся крупнейшим в Центральной Европе хранилищем питьевой воды. Глава пресс-службы министерства окружающей среды Словакии Яна Капланова сообщила «Времени новостей», что в 2005 году ее ведомство отвергло этот вариант трассы, ведь в случае разлива нефти под угрозой окажется водоснабжение всей страны. Компания «Транспетрол» тогда рапортовала о разработке альтернативных маршрутов, но, судя по всему, не слишком в этом преуспела, так как нынешний проект по-прежнему предполагает прокладку трассы через Житный остров. Законодательство не должно было стать помехой: один из депутатов от правящей партии «Смер» предложил внести в парламент законопроект, разрешающий строительство на охраняемых территориях объектов, имеющих «стратегическое значение для энергобезопасности страны».
Но все оказалось не так просто. Против посягательства на Житный остров выступил мэр Братиславы Андрей Дюрковски, заявивший, что в вопросе о маршруте трубы «Австрия подталкивает Словакию к невыгодным решениям». Его поддержал курирующий министерство окружающей среды вице-премьер Душан Чаплович. «Если бы я принимал во внимание все доводы оппонентов, -- ответил на это министр экономики Любомир Ягнатек, -- то пришлось бы немедленно закрыть на Житном острове все АЗС и запретить перевозку нефтепродуктов в грузовиках и цистернах».
Представитель «Транспетрола» Мирослава Смиталова сказал «ВН», что минэкономики как стопроцентный собственник этой компании пока окончательного решения не приняло: «Министр Ягнатек велел разработать не менее двух маршрутов трубы, один из которых вел бы в обход Житного острова, после чего все разработки будут вынесены на суд экспертов и общественности».
Виктор ПРУСАКОВ, Прага