|
|
N°232, 16 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Арбитражный коллапс
Экономический кризис докатился до судов
Арбитражный суд Москвы ожидает "техногенная" катастрофа -- судьи могут не справиться с количеством дел, которые ежедневно сотнями поступают на их рассмотрение. Такой вывод следует из выступления на вчерашней пресс-конференции председателя этого суда Олега Свириденко. По его словам, нагрузка на судей превратилась в глобальную проблему, которая уже вышла за рамки внутриведомственной, ибо касается всех граждан, компаний и организаций, которым приходится обращаться в арбитражный суд для разрешения споров. Судьи теперь в год вынуждены рассматривать столько дел, сколько раньше приходилось на два года. И виной всему экономический кризис. В результате профессионалы, проработавшие в системе не один десяток лет, уходят, не выдерживая нагрузок, так как работают и ночами, и без выходных. Высший арбитражный суд (ВАС) уже передал на рассмотрение Госдумы законопроект о внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК), и только его скорейшее принятие, уверены судьи, поможет решить проблему.
«Не то чтобы мы жаловались, мол, вот как нам плохо. Но нагрузка в арбитражной системе отражается на всех гражданах, компаниях и организациях. Это глобальная проблема, -- сообщил вчера г-н Свириденко. -- Судьи проводят по 30--40 заседаний в день, многие уже здесь прописались. При научно обоснованной нагрузке в 15,5 дела в месяц, она уже возросла до 107 дел. Таким образом, судьи превращаются в статистов, а суд -- в конвейер. Проводя в день по 30--40 заседаний, судьи тратят на каждое по 15--20 минут. Но ведь от этого значительно страдает качество правосудия».
Председатель арбитражного суда Москвы привел несколько цифр, согласно которым количество дел в текущем году возросло почти в два раза по сравнению с прошлым. И связано это с экономическим кризисом. «Больше не с чем связывать. Других причин я не вижу», -- сказал г-н Свириденко. Впрочем, цифры говорят сами за себя. В 2008 году в московский арбитражный суд было подано 96 476 исков (78 121 дело было рассмотрено), за три квартала 2009-го эта цифра возросла до 130 346, а в целом за год она прогнозируется в 175 тыс. (и 140 тыс. будет рассмотрено). В день в арбитраж поступает 1100 исков, что ровно в два раза больше, чем в прошлом году. Кроме того, за этот год было насчитано 500 тыс. поданных дополнительных документов. Для арбитражного суда было создано отдельное почтовое отделение, а в самом суде выстраиваются длинные очереди желающих подать очередной документ.
Собственно, влияние кризиса заметно и по характеру тех дел, количество которых возросло. Так, в два раза увеличилось количество жалоб на неисполнение обязательств по договорам подряда, аренды, поставки. А споры о неисполнении страховых обязательств возросли в четыре раза. То же самое касается и споров об обязательствах по выплатам кредитов. На этом фоне административные споры остались на прежнем уровне, налоговые дела даже уменьшились, а дела о банкротстве возросли незначительно.
Правда, в последнем случае эта цифра наверняка изменится в сторону значительного увеличения, когда вступит в силу федеральный закон «О финансовом оздоровлении (банкротстве)», разработанный Минэкономразвития. «Уже сейчас судьи, занимающиеся банкротством, находятся в сложнейшей ситуации, производя по 5--8 тыс. отправлений в месяц. Представьте, что из 9 млн москвичей 1 млн будет проходить процедуру финансового оздоровления. Это станет очень серьезной нагрузкой для нас. Может быть, будут банкротские суды. Почему нет? Или какое-то присутствие. Но все это требует значительных финансовых затрат», -- отметил председатель арбитражного суда Москвы.
Чтобы нивелировать сложившуюся ситуацию и не допустить коллапса, по мнению г-на Свириденко, необходимо скорейшее принятие поправок в АПК, которые разработал и уже внес на рассмотрение Госдумы Высший арбитражный суд. Речь идет, в частности, об упрощении процесса в области сроков назначения, рассмотрения дел, выдачи решений и исполнительных листов. Кроме того, глава столичного арбитража обратил внимание на то, что на рассмотрении (а вернее, без рассмотрения) парламента вот уже в течение четырех лет остается проект закона «О медиации» -- досудебной стадии разрешения споров.
При этом в арбитражном суде Москвы разрешаются споры между сторонами, находящимися в других регионах, по так называемой договорной подсудности. (Речь идет о случаях, когда компании заключают договоры на обслуживание со столичными адвокатскими конторами, и последним, естественно, проще судиться в Москве, нежели ехать во Владивосток, Новосибирск или Ханты-Мансийск.) В московском арбитраже такие дела составляют 25% от общего количества, и их рассмотрение часто затягивается из-за регулярной неявки сторон. «Отменить договорную подсудность вряд ли возможно, но ограничить -- да. Такие дела не должны превалировать в нашем суде», -- сказал г-н Свириденко.
Также, по мнению Олега Свириденко, необходимо создать институт приказного производства по бесспорным делам, который уже действует в судах общей юрисдикции. Это касается, например, дел о возврате кредитов. «По таким делам нет никаких споров и не может быть. Кредиты нужно отдавать, даже если есть претензии к самому договору о предоставлении кредита, потому что он обжалуется в отдельном порядке», -- пояснил председатель арбитражного суда Москвы.
ВАС, кроме того, инициировал увеличение стоимости правосудия, предложив пропорциональное увеличение госпошлин в зависимости от суммы спора. Это, по мнению судей, приведет к тому, что «цена вопроса» заставит стороны задуматься о том, так ли уж необходимо подавать иск.
Как сообщил вчера г-н Свириденко, усовершенствования требует и федеральный закон «Об арбитражных заседателях». Этот институт был введен в 2001 году для того, чтобы при рассмотрении узкоспециализированных споров (например, по финансовому рынку, земельным отношениям и т.д.) судьям помогали разобраться в сложных вопросах профессионалы в экономических областях и в сфере бизнеса. Согласно статистике, количество дел, по которым могут привлекаться арбитражные заседатели, за последнее полугодие возросло на 65%. Закон же при его применении на практике обнаружил ряд существенных недостатков, которые восемь лет назад никто предусмотреть и предвидеть не мог, но которые теперь стали настоящей проблемой.
Арбитражные заседатели обладают всеми полномочиями, которые есть у судей, участвуют в рассмотрении дел наравне с ними. И они не просто дают советы или пояснения по каким-то узкоспециализированным вопросам, но и участвуют в принятии решения по делу большинством голосов, и их мнения могут не совпасть с мнением судьи-профессионала. «Заседатели просто умышленно не являются на заседания и затягивают процессы», -- посетовал г-н Свириденко. По его словам, сейчас «прогуливающего» заседателя заменить невозможно: «Вот, к примеру, компания «Мосмарт» подала 100 исков и по всем своим делам заявила двух заседателей. Понятно, что они не смогут одновременно участвовать во всех них».
Выход из сложившейся ситуации уже был предложен ВАС -- внести в закон поправку, которая позволяла бы заменять отсутствующего арбитражного заседателя на другого, как это произошло бы в случае неявки профессионального судьи. «Но сам институт арбитражных заседателей неплохой. Он показывает, что судебная система открыта и доступна в том числе и для контроля со стороны общественности», -- сказал председатель столичного арбитражного суда.
До сих пор Госдума не рассмотрела ни одно из предложений, инициированных ВАС, но, как отметил вчера г-н Свириденко, их принятие позволило бы судьям отказаться от роли статистов, в которых они превратились в последнее время, и вернуться к качественному изучению и разрешению сложных споров.
Екатерина БУТОРИНА