|
|
N°232, 16 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Донести синь
«Аватар» Джеймса Кэмерона на экранах Москвы и мира
После триумфа «Титаника» Джеймс Кэмерон не снимал художественных фильмов целых двенадцать лет, предпочитая кинопроцессу океанологические исследования. Впрочем, параллельно с этим он вынашивал планы своего opus magnum -- «Аватара», самой грандиозной истории, которая когда-либо должна была увидеть свет. И то, что время его настало лишь сегодня, в принципе естественно -- еще несколько лет назад придумать нечто подобное, может быть, и было возможно, но воплотить в реальность по полной программе -- вряд ли. Тем не менее в конце концов прогресс дорос и до Кэмерона, так что самый ожидаемый фильм десятилетия готов и выходит по всему миру в обстановке небывалого ажиотажа.
Итак, на дворе 2154 год (точное время действия ни разу не называется, но его можно разглядеть в тайм-коде видеоблога главного героя), и для веселья наша планета становится оборудована все хуже и хуже: катастрофически не хватает полезных ископаемых, то там, то тут наливаются нездоровым багрянцем фурункулы горячих точек (помянуты среди прочих Нигерия и Венесуэла), а в Америке могут преспокойно убить на улице ради пары девальвированных долларов. Именно это и произошло с братом-близнецом Джейка Салли (Сэм Уортингтон) -- морпехом, получившим серьезное ранение и теперь вынужденным нести службу в инвалидном кресле. Брат был ученым, которого готовили для отправки на планету Пандора, где обнаружен очередной жизненно необходимый землянам минерал. Его планировали соединить со специально выращенным «аватаром» -- точной копией туземного обитателя из народа нави, трехметровых хвостатых существ ярко-синего цвета, лицом напоминающих кота Бегемота в момент трансформации. Пока тело землянина лежит в специальной капсуле, сознание его полностью управляет аватаром. Поскольку аватар -- штука сложная и предельно индивидуальная, абы кого в него не засунешь, ученые вынуждены использовать Джейка -- при том что о нюансах жизни на Пандоре он, в отличие от брата, ни сном ни духом и вообще кажется всем землянам во главе с доктором Грейс (Сигурни Уивер), бескомпромиссной натуралисткой-подвижницей, которая до очевидности предпочитает людям экзотические растения, -- безмозглым воякой. Тем не менее настает момент, когда Джейк оказывается внутри своего синего альтер эго и отправляется в джунгли Пандоры, где немедленно отрывается от коллектива, оставшись на неведомых дорожках без оружия, еды и средств связи. В таком виде его и обнаруживает Нейтри (Зои Салдана) -- дочь местного вождя и главной жрицы, которая приводит Джейка в племя и постепенно (не без протеста со стороны соплеменников) преподает азы местной цивилизации. Тем временем бравый вояка полковник Куорич (Стивен Лэнг) вместе с представителем алчущей пресловутого минерала корпорации Селфриджем (Джованни Рибизи) готовят масштабную операцию по изгнанию нави с исконных территорий -- и их абсолютно не смущает тот факт, что основное месторождение находится аккурат под корнями гигантского Древа Жизни, вокруг которого и обитают нави и которое является для них сосредоточением жизненных и религиозных энергий. Но к тому моменту Джейк уже окончательно стал у нави своим (не в последнюю очередь благодаря явной симпатии к Нейтри) и не собирается помогать недавним соратникам в их гнусных планах...
Сказать, что основная идея «Аватара» сильно оригинальна, нельзя. В сюжете отчетливо проступает вечная тема взаимодействия цивилизаций, практически дословно взятая из классических фильмов про индейцев («Танцы с волками», «Покахонтас», «Новый мир»), и Кэмерон, в общем, не пытается это скрывать (многие обычаи нави и коренных обитателей Америки абсолютно идентичны, так же как и магические ритуалы, украшения, а верховного вождя здешних синекожих Ютикана играет заслуженный голливудский чероки Уэс Стади). Для жанра боевика не нов и образ воителя, в какой-то момент понявшего, что он служит не той стороне, и обратившего свои умения и мощь против «своих», -- только Дольф Лундгрен играл такого рода героев как минимум дважды (в «Красном скорпионе» и «Солдатах фортуны»). Коннотации с современной американской внешней политикой и нефтяными войнами тоже вроде бы лежат на самой что ни на есть поверхности. В общем, если бы это был любой другой фильм, его можно было бы с легким сердцем объявить насквозь вторичным и наивным и сплясать на его костях зажигательный и разгромный танец. Но только не в случае с «Аватаром».
О том, что новый фильм Кэмерона знаменует собой принципиально новый вид искусства движущихся изображений и является первой ласточкой кинематографа будущего, говорили с самого начала. Но вряд ли даже самые восторженные авгуры могли предположить, что проявится на экране в конечном итоге. Тут уж впору говорить не о ласточке даже, а о самом настоящем страусе эму, а то и доисторическом гиганте эпиорнисе. Такого в кино еще не было. И дело не только в формате 3-D, к которому зритель постепенно начинает привыкать. И не в технологии motion capture, с помощью которой можно любого актера превратить в совершенно невообразимую неведому зверушку, сохраняя при этом все нюансы именно что актерской игры. И даже не в масштабе, хотя после «Аватара» последние, явно перегруженные инопланетными пейзажами и диковинными существами эпизоды «Звездных войн» кажутся похожими на камерную пьеску на двоих. К слову, главное опасение перед просмотром как раз и состояло в том, что в конце концов нам покажут этакую раздутую «Атаку клонов» в худших традициях позднего Лукаса, но, к счастью, Кэмерону хватило ума и таланта обойтись без всего того, что превратило новые «Звездные войны» в скверный анекдот, -- как минимум среди нави не удалось обнаружить никого, хотя бы отдаленно напоминающего отвратительного Джа-Джа Бинкса. Зато есть батальные сцены такого уровня, что кровь любого цвета поневоле стынет в жилах, -- когда на армаду отчаянно палящих из всех орудий земных танков-роботов и гипервертолетов летит целая стая невообразимых расцветок драконов, которых оседлали исполинские лучники, шумит сурово инопланетный лес и все вокруг горит огнем -- поневоле забудешь о всех претензиях к пафосу. Это в прямом смысле слова неописуемо.
Да и помимо непосредственно ристалищ мир Пандоры придуман в мельчайших подробностях, показан со всех возможных сторон -- и впечатляет до последней поры синей навийской кожи. В этом, впрочем, может скрываться определенный подвох -- когда фильм подходит к концу, становится ясно, что тема отработана окончательно и бесповоротно. И возможное продолжение (о котором сам Кэмерон пусть пока туманно, но все же упоминает) кажется абсолютно ненужным и бессмысленным. Хочется надеяться, что создатели не пойдут на поводу у коммерческого расчета и не станут дублировать свои удивительные открытия, на которые они, как выяснилось, все еще более чем способны. А лучше придумают что-нибудь еще, пусть даже для этого понадобится еще лет двенадцать. Надо только выучиться ждать.
Другое дело, что если верить Кэмерону, человечество как вид и вправду подходит к концу. И быть смуглым и золотоглазым гораздо правильнее и надежнее. Но это уже, так сказать, его личное мнение. Может, еще и обойдется.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ