|
|
N°226, 08 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потускневшие ценности и символические поцелуи
Россия и Белоруссия подводят десятилетний итог совместной жизни
Сегодня исполняется десять лет со дня подписания договора о создании российско-белорусского союзного государства. Отношения Минска и Москвы в эти годы далеко не всегда складывались удачно, проблемы между союзниками сохраняются. Многие политики и эксперты теперь даже задаются вопросом, а жизнеспособно ли вообще это образование. Ведь, согласившись на интеграцию, каждая из сторон продолжала преследовать только свои собственные интересы.
Нынешние президенты обоих государств -- Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко -- в этот четверг будут обсуждать вопросы сотрудничества на заседании в Москве высшего государственного совета союзного государства. Белорусский президент хотел встретиться в юбилейную дату -- 8 декабря -- и был недоволен, когда Кремль предложил перенести встречу на 10 декабря.
Подписание 8 декабря 1999 года договора о создании союзного государства завершило целую серию интеграционных инициатив, которые на протяжении нескольких лет подряд осуществлялись Александром Лукашенко и Борисом Ельциным. Еще в 1995 году Москва и Минск заключили договор о двустороннем таможенном союзе, и президент Лукашенко вместе с российским премьером Виктором Черномырдиным в торжественной обстановке выкопал пограничный столб на границе между странами. В следующем году было создано сообщество России и Белоруссии, а потом -- союз двух стран. В 1999 году он был трансформирован в союзное государство. «Руководители двух стран каждый год рапортовали о новом шаге на пути интеграции. Они ежегодно в торжественной обстановке подписывали документы на сотнях страниц, которые потом не выполнялись», -- напомнил «Времени новостей» белорусский независимый политолог Александр Класковский.
Политолог, бывший депутат белорусского парламента Ольга Абрамова в интервью нашей газете высказала мнение, что надежд на объединение России и Белоруссии в единое государство даже в те времена не было: «Ни одна национальная элита, за исключением редчайших случаев в истории, не стремилась отдать свое государство под сень другого народа. Маленькое государство не может стремиться объединиться с большим государством, понимая, что соблюсти паритет будет невозможно, что речь может идти только о поглощении».
Интеграционные инициативы 1990-х были во многом продиктованы популистскими соображениями. Распад СССР был относительно недавним событием, и значительная часть избирателей испытывала ностальгию по советским временам. «При подписании договора о создании союзного государства Россия лечила психологическую травму от распада Советского Союза и активного участия собственного руководства в этом развале», -- отметила Ольга Абрамова. Белорусский профессор социологии Олег Манаев в интервью «ВН» напомнил, что образ интегратора -- важная составляющая политической карьеры Александра Лукашенко и по-прежнему остается «важной частью его имиджа».
Москва и Минск при подписании договора о создании союзного государства руководствовались надеждами реализовать свои экономические интересы. «Москва рассчитывала на создание условий, которые облегчили бы проникновение в Белоруссию российского бизнеса. Белорусское руководство желало присоединиться к российскому экономическому локомотиву и ехать на нем так долго, как это позволят обстоятельства», -- сказала Абрамова. «Минск рассчитывал, что в обмен на символические поцелуи и ритуальные объятия Москва будет предоставлять вполне конкретные экономические блага и преференции. И это удалось», -- отметил Манаев.
По оценкам экспертов, прямые и косвенные дотации Минску со стороны Москвы составили десятки миллиардов долларов. Манаев считает, что это одна из причин, по которой значительная часть белорусов до сих пор положительно относится к идее интеграции с Россией: «Эти деньги, а не общность культур трансформировались в позитивный образ. Экономическая поддержка дала немало в политическом смысле».
В последние годы экономические дотации со стороны Москвы заметно сократились. Это уже не раз приводило к конфликтам между союзниками. Серьезный скандал произошел в конце 2006-го -- начале 2007 года, когда Москва повысила цену на газ для Белоруссии и ввела пошлину на ввоз нефти. Конфликтные ситуации складывались и в этом году из-за нежелания Москвы предоставить Минску кредитные ресурсы, а также из-за проблем с доступом белорусской продукции на российский рынок. Сокращение помощи со стороны Москвы стало главной причиной начала диалога Минска с Западом. По мнению г-на Манаева, все это «привело к тому, что пророссийские установки в последнее время потускнели в белорусском массовом сознании».
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск