|
|
N°225, 07 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гонка за Евросоюзом
Президент Хорватии не хочет ждать сербов
Сегодня руководство Европейского союза планирует рассмотреть перспективы приема в свои ряды Албании и некоторых государств бывшей Югославии. Наибольшие шансы среди кандидатов у Хорватии. Хорватские политики не сомневаются, что соответствующие документы подпишет следующий президент страны, имя которого может стать известно уже 27 декабря. В этот день в Хорватии пройдет первый тур президентских выборов. В случае если никто из кандидатов не наберет более 50% голосов, то 10 января 2010 года состоится второй тур с участием двух лидирующих кандидатов. Для победы в нем будет достаточно простого большинства голосов.
В списке кандидатов, утвержденных Центризбиркомом 18 ноября, -- 12 человек. Пока предвыборную гонку с заметным отрывом возглавляет представитель оппозиционной Социал-демократической партии Иво Йосипович, за которого намерены проголосовать около 26%. Вслед за ним идут независимые кандидаты -- мэр Загреба Милан Бандич (16%) и Надан Видошевич (15%). Лишь четвертым в опросах расположился кандидат от правящего «Хорватского демократического сообщества» Андрия Хебранг (рейтинг менее 8%).
Претенденты на президентский пост спорят из-за вопросов внутренней политики, особенно методов борьбы с экономическим кризисом. Что касается внешнеполитических приоритетов, то ведущие кандидаты сходятся в том, что Хорватия должна как можно скорее вступить в Европейский союз и более активно участвовать в европейских энергетических проектах. Хорватия с населением в 4,5 млн человек имеет с 2004 года статус официального кандидата на вступление в ЕС, насчитывающий пока 27 стран-членов. Европейские чиновники полагают, что она может войти в ЕС в 2012 году.
Призывы кандидатов к повышению роли Загреба в энергетических проектах имеют большое значение и для Москвы. Как заявило на днях министерство экономики Хорватии, страна активизировала переговоры с Россией о присоединении к проекту сооружения газопровода «Южный поток», который будет транспортировать российский газ через Черное море и Балканы далее в Европу. «Хорватия заинтересована в присоединении к проекту и ведет интенсивные переговоры с российской стороной», -- говорится в министерском заявлении. Кроме того, как сообщила 1 декабря хорватская трубопроводная компания «Ядрански нафтовод» (ЯНАФ), она подписала с российской компанией «ЛУКОЙЛ-Хорватия» соглашение, разрешающее россиянам хранить нефтепродукты в хорватском порту Омишаль, располагающем крупнейшими в стране нефтяными терминалами. «Мы с «ЛУКОЙЛ-Хорватия» подписали контракт, по которому российская компания впервые получила возможность хранить нефтепродукты на Адриатическом побережье», -- подчеркнул руководитель ЯНАФ Анте Марков.
Российско-хорватское сотрудничество получило новый импульс при нынешнем президенте Хорватии 74-летнем Стипе Месиче (на снимке). Под его же руководством Хорватия в апреле текущего года стала членом НАТО. Г-н Месич преисполнен оптимизма. В беседе с «Временем новостей» он назвал скорейшее вступление в ЕС «второй большой внешнеполитической целью» после интеграции Хорватии в НАТО. На минувшей неделе он побывал в Берлине в качестве гостя Восточного комитета германской экономики, где обсуждал перспективы сотрудничества Хорватии с Германией как одной из ведущих стран -- членов Евросоюза.
Сам г-н Месич согласно хорватской конституции не имеет права баллотироваться на очередной -- уже третий по счету -- президентский срок. Впервые он был избран главой государства в феврале 2000 года спустя несколько месяцев после смерти своего соратника и первого президента независимой Хорватии Франьо Туджмана. А в январе 2005 года Стипе Месич с большим преимуществом был переизбран на второй срок.
Однако уходящий президент не видит оснований сомневаться в преемственности курса страны. «Уверен, что кто бы в результате выборов ни оказался во главе государства, главный вектор как внутренней, так и внешней политики Хорватии останется неизменным», -- подтвердил президент в интервью «ВН». Он напомнил, что в этом году страна урегулировала пограничный спор с другой бывшей югославской республикой -- Словенией (она уже вошла в Евросоюз в 2004 году), и теперь Загребу будет легче попасть в ЕС: «Мы стремимся к широкому сотрудничеству с Германией и другими европейскими странами, хотим, чтобы Балканы стали фактором мира в Европе, где национальные меньшинства жили бы в мире без войн».
Хорватский президент «твердо надеется», что его страна станет полноправным членом Евросоюза уже в 2011 году. Правда, не все в Брюсселе, да и в самой Хорватии согласны с такой динамикой интеграционного процесса. В настоящее время лишь 26% хорватов безоговорочно приветствуют вступление своей страны в ЕС, а 28% называют такую перспективу «плохой». Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного германской службой по изучению общественного мнения по поручению Европейского фонда для Балкан. Выходит, что жители Хорватии являются в балканском регионе самыми ярыми противниками перспективы скорого вхождения своей страны в Евросоюз. Положительно на такую перспективу для своих стран смотрят 88% жителей Албании и Косово, 67% черногорцев, 66% граждан Боснии и Герцеговины, 62% македонцев и 50% сербов.
Препятствием для скорого принятия Хорватии в ЕС могут стать и планы европейских чиновников. По данным «ВН», в Брюсселе предпочли бы принять в свои ряды Сербию и Хорватию «в одном пакете» -- как недавних противников в войнах на территории бывшей Югославии 1990-х годов. Сербское руководство поставило своей целью вступить в ЕС в 2014 году. До конца этого года президент Борис Тадич намерен подать необходимые документы в Брюссель, а также реализовать на практике соглашение о свободной торговле с ЕС.
Евросоюз сегодня также обсудит и сербский вопрос, но Стипе Месич уже высказал свое несогласие с «пакетным» приемом Сербии и Хорватии: «Самая медленная страна не должна мешать самой быстрой». В беседе с «ВН» он даже упрекнул Еврокомиссию в «двойных стандартах»: дескать, в январе 2007 года Болгария и Румыния стали членами Евросоюза не потому, что успешно выполнили необходимые критерии Брюсселя, а в силу своего важного геополитического положения. «Принятым в последние годы членам ЕС еще многое надо предпринять для борьбы с коррупцией», -- заметил хорватский президент, намекая на то, что его страна не уступает по этому критерию ни Болгарии, ни Румынии.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Петр ИСКЕНДЕРОВ