Лидер непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) Игорь Смирнов заявил на днях во время визита в Москву, что переговорный процесс по приднестровской проблеме «нарушен, не с кем говорить, нет избранного президента Молдавии». Президент имел в виду неудачные попытки молдавского парламента избрать президента, включая предыдущую, 10 ноября. Еще одна будет предпринята 7 декабря. Если и она провалится, Молдавия может пойти в 2010 году на новые внеочередные выборы. О перспективах урегулирования после прихода к власти в Молдавии по итогам июльских выборов прозападного альянса «За европейскую интеграцию» в интервью «Времени новостей» рассказал министр иностранных дел Приднестровья Владимир ЯСТРЕБЧАК.-- Международные посредники пытаются возобновить переговоры по урегулированию, прерванные еще весной 2006 года. Как скоро это возможно?-- Многое зависит от того, насколько нам удастся сбалансировать позиции различных участников переговоров. В конце ноября в приднестровском городе Бендеры прошли консультации представителей Молдавии и Приднестровья, на которых обсуждались приоритетные вопросы. Так, Кишинев добивается урегулирования проблем землепользования для молдавских крестьян, живущих вблизи входящего в нашу республику города Дубоссары. Тирасполь же настаивает на возобновлении нормальной работы железнодорожного транспорта и прекращении уголовного преследования наших чиновников.
-- Рассчитываете ли вы на то, что Россия, признавшая в 2008 году независимость Абхазии и Южной Осетии, сделает то же самое по Приднестровью? Как вы оцениваете перспективу независимости?-- Право на такую перспективу в любом случае принадлежит народу Приднестровья, высказавшемуся на референдуме в сентябре 2006 года за независимость своей республики. Что касается развития событий, то, как видим, система международных отношений не застывшая данность и постепенно меняется. Мы смотрим в будущее с оптимизмом.
-- Скоро ли удастся в полном объеме восстановить железнодорожное сообщение через Приднестровье и возобновить нормальную телефонную связь между берегами Днестра?-- Начнем с того, что из Приднестровья без проблем можно дозвониться в Молдавию, здесь препятствий нет. Но вот у жителей Молдавии, желающих связаться с приднестровскими абонентами, возникают затруднения, и этот вопрос надо решить. Проблема же возобновления нормального железнодорожного сообщения предполагает и более активное содействие международных игроков -- России, Украины и Евросоюза, задействованных в приднестровском урегулировании в качестве гарантов и посредников. Они тоже должны быть заинтересованы в том, чтобы идущие через территорию Приднестровья составы могли проследовать в заданных направлениях.
-- Евросоюз еще в 2003 году запретил въезд в еврозону представителей руководства Приднестровья. Причем странно, что произошло это в тот же год, когда именно Молдавия под давлением Запада сорвала подписание знаменитого меморандума об урегулировании, подготовленного тогдашним спецпредставителем российского президента Дмитрием Козаком. Ожидаете ли вы отмены запрета на поездки в страны ЕС?-- Напомню, что подписание меморандума было сорвано осенью 2003 года, то есть уже после введения в феврале того же года Евросоюзом данного запрета. С тех пор он ежегодно продлевался, а в 2005 году его действие было расширено. По нашему мнению, факт систематического продления санкций не может являться свидетельством того, что руководство ЕС стремится учесть все объективные реалии. Не идет это и на пользу урегулированию, так как создает затруднения не только для должностных лиц республики, но и для полноценного осуществления посреднических функций представителями ЕС.
-- Способны ли новые молодые руководители на компромиссы в деле урегулирования?-- Прошло слишком мало времени. Было недостаточно контактов, чтобы сделать какие-то выводы. Но нас не могут не настораживать заявления нынешних молдавских руководителей о приверженности тупиковому закону 2005 года о статусе Приднестровья, как и их призывы к изменению формата здешней миротворческой операции (в том законе говорится об автономном статусе Приднестровья в составе Молдавии. --
Ред.).
Тревожат и озвученные руководством Молдавии требования к России отказаться от поддержки Приднестровья. Это выглядит тем более странно в условиях очевидного усиления влияния Румынии в Молдавии, а конкретно посольства этой страны в Кишиневе. В таких обстоятельствах традиционная деятельность Москвы, направленная на развитие исторических связей, поддержку соотечественников и сограждан, проживающих и в Приднестровье, представляется естественной.
Упомянутые декларации были, возможно, озвучены молдавским руководством как заявочные -- на старте последующего диалога. И мы надеемся, что представители новых властей Молдавии, следуя обязательной для демократического государства политике преемственности, будут соблюдать достигнутые их предшественниками договоренности. В частности, о том, что нынешний формат миротворческой операции должен сохраниться до завершения процесса урегулирования. Мы выступаем за полноценное жизнеспособное урегулирование, достигнутое на равноправной основе, с учетом интересов проживающих в Приднестровье людей.
-- В дипломатии как нигде важно соблюдение протокола, официальных норм. Скажите, сложно ли осуществлять дипломатию непризнанного государственного образования, будучи к тому же самым молодым министром иностранных дел на постсоветском пространстве? Ведь вам всего 30 лет...-- В определенном смысле даже чуть проще, ведь МИД ПМР -- признанное ведомство непризнанного государства. В качестве официальных представителей одной из сторон конфликта мы тесно в процессе урегулирования работаем с партнерами из России и Украины, ЕС и США, невзирая на различные специфические, в том числе возрастные моменты.
-- Вы, наверное, любите читать мемуары известных дипломатов и политиков вроде британского премьера времен второй мировой войны Уинстона Черчилля?-- Конечно. С удовольствием читаю такие воспоминания и пытаюсь прислушаться к рекомендациям их авторов. Правда, в динамично меняющихся наших реалиях использовать опыт «традиционной дипломатии» нередко затруднительно. У нас, например, нет зарубежных посольств, как это есть у признанных государств. Поэтому мы лишены возможности осуществлять системную масштабную работу с партнерами и нередко вынуждены реагировать «по факту» -- «на месте» и «с колес».
-- Чем еще любите заниматься в свободное время?-- На самом деле его не так много. Но если случается, стараюсь провести его с семьей. Еще увлекаюсь филателией -- интересуюсь марками, связанными с историей Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Недавно была выпущена почтовая серия, посвященная 15-летию подписания базового договора о дружбе и сотрудничестве между ПМР и Южной Осетией, и я, воспользовавшись служебным положением, вновь пополнил свою коллекцию.
Владимир Валерьевич Ястребчак родился 9 октября 1979 года в Тирасполе. В 2001 году окончил Приднестровский госуниверситет им. Тараса Шевченко по специальности юриспруденция. С октября 2000 года работал главным специалистом министерства юстиции Приднестровской Молдавской республики (ПМР). В марте 2001 года перешел в МИД, где в 2003--2007 годах возглавлял правовое управление. В 2007--2008 годах -- первый замминистра иностранных дел республики. 1 июля 2008 года назначен главой приднестровского дипломатического ведомства. Владеет несколькими иностранными языками, в том числе английским, французским, румынским. Женат.