|
|
N°108, 21 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шире шаг
Московские строители придумали, как увеличить свою прибыль
Жилье в Москве дорогое. Связанные и не сильно связанные с московским правительством строительные компании, контролирующие через новостройки примерно половину рынка жилой недвижимости в столице, снижать цены не собираются. Но так как платежеспособный спрос даже в насыщенной деньгами Москве не бесконечен, строители вынуждены искать способы снизить затраты на строительство и тем самым застраховать свою прибыль перед весьма возможным во второй половине этого года падением цен. Специалисты говорят, что «в Москву привезли американскую технологию, по которой там строятся небоскребы». Они сомневаются, что технология строительства нью-йоркских монстров будет рентабельна в столице России.
На днях первый заместитель мэра Москвы и руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин торжественно запустил линию по производству несъемной железобетонной опалубки, которая базируется на технологии немецкой фирмы Filigran. Аналогов такой линии в России до этого не было. По некоторым данным, «Мосстроймеханизация-5» (МСМ-5), которая смонтировала линию на своем заводе «Стройконструкция-5», затратила на ее приобретение 4,5 млн долл.
Новая опалубка представляет собой плоский короб, стенки которого сделаны из специальной металлической сетки (Filigran), укрепленной отечественной арматурой, и залиты бетоном. В железобетонном коробе есть отверстия для заливки того же бетона (в сборно-монолитном домостроении это делается в укрепленную в конструкцию здания опалубку).
Безусловное достоинство нового оборудования в том, что на нем можно производить опалубку для перекрытий длиной до 14,5 м (самый длинный шаг перекрытия в панельном домостроении -- 9 м), что способствует полету фантазии проектировщиков и архитекторов. По крайней мере, на это рассчитывает гендиректор МСМ-5 Михаил Чернэ. Главное же следствие применения заграничного новшества -- это снижение себестоимости строительства. По словам главы МСМ-5, «с учетом новой технологии себестоимость возведения монолитных домов должна сократиться процентов на 20». При этом, добавил он, достоверных экономических данных о будущей продукции МСМ-5 пока нет, так как опытные образцы еще не прошли исследования. Но в августе уже планируется устанавливать новые плиты перекрытий на верхние этажи строящегося дома по ул. Ватутина. Как рассчитали инженеры, с применением опалубки Filigran сроки строительства сократятся вдвое. Кроме того, перевозить новую опалубку можно обычными панелевозами, что делает рентабельными перевозки на расстояние до 250 км. Это значит, что экспорт из Москвы услуг и продукции (новая стратегическая линия столичного правительства), по крайней мере в Московскую область, становится вполне реальным.
Вместе с тем, как сказал нашей газете глава инвестиционной строительной компании «С-холдинг» Алексей Шепель, знакомый с приобретением МСМ-5, «в Северной Америке давно применяют металл в строительстве. Он идеален при строительстве небоскребов. Многоэтажные монстры действительно получаются экономически выгодными для инвесторов». Однако г-н Шепель задается вопросом о том, нужны ли столице жилые небоскребы (в той же Америке -- это в основном офисные центры). В эксплуатации такие здания неоправданно дороги.
Как известно, российские города (где собираются строить московские компании) имеют ограничения по этажности. Да и федеральная градостроительная политика последние годы с учетом необходимости освоения российских просторов направлена на малоэтажное строительство. «Учитывая геологическую особенность территории столицы, строительство небоскребов здесь может стать большой проблемой», -- сказал нашей газете представитель Госстроя, пожелавший остаться неизвестным.
Владислав ДОЛГОВ