|
|
N°222, 02 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американская мечта
Норвежская Statoil уступила «внучке» «Газпрома» часть рынка США
Американская «внучка» «Газпрома» Gazprom Marketing & Trading USA близка к тому, чтобы законтрактовать мощности расположенного в штате Мэриленд терминала Cove Point по импорту сжиженного газа. В следующем году норвежская Statoil уступит право регазификации 516 млн кубометров газа. GM&T USA также получит возможность заключить долгосрочный контракт на использование терминала для поставок 2 млрд кубометров газа в год в течение 18--20 лет. «Газпром» упорно рвется на американский рынок СПГ, который находится в упадке из-за падения спроса и цен на импортный газ. Statoil в свою очередь оказалась в сложном положении из-за проблем со своим основным активом по производству сжиженного газа (на базе месторождения Snohvit), так как не может в полной мере использовать приобретенные мощности по регазификации на терминале Cove Point.
Норвежская компания в 2002 году выкупила права на использование терминала в Мэриленде у El Paso, а затем договорилась об инвестициях в расширение мощностей. Сейчас Statoil оперирует регазификационными возможностями примерно на 10 млрд кубометров в год. При этом со Snohvit (из-за проблем на заводе по сжижению) вместо 2,4 млрд кубометров газа в прошлом году в США пришло в пять раз меньше, а в этом (по сентябрь включительно) -- 830 млн кубометров. Более того, с августа завод не работает, и перспективы его запуска неясны.
В этих условиях ясна и вторая часть готовящейся в соответствии с подписанным меморандумом сделки между Gazprom Marketing & Trading USA и Statoil. Норвежцы готовы закупать у газпромовской «внучки» до 2 млрд кубометров СПГ в год. Источники поставок пока неясны. С учетом неопределенности со «Штокманом» у Gazprom Marketing & Trading USA есть возможность продавать на американском рынке около 1,3 млрд кубометров сжиженного газа с «Сахалина-2» (эти объемы «Газпрому» уступила Shell). Они предназначались для западного побережья Соединенных Штатов, но нельзя исключать, что будут использованы для арбитражных сделок и поставок СПГ в атлантическом бассейне.
Кроме того, с 1 ноября Gazprom Marketing & Trading USA заключил со Statoil пятилетний договор на закупку до 100 млн кубических футов газа в день (около 1 млрд кубометров в год) в различных торговых хабах на территории США. То есть речь идет о выходе «Газпрома» на оптовый и розничные рынки уже внутри страны. И соответственно отказ от него норвежской компании. Причины нового подхода в Statoil не раскрывают.
Ранее зампред правления «Газпрома» по внешнеэкономической деятельности Александр Медведев говорил о том, что российский концерн рассматривает возможность заключить договоры с собственниками мощностей трех американских терминалов и собирается занять 10% американского рынка через десять лет (то есть продавать около 60 млрд кубометров в год). Глава GM&T USA Джон Хаттенбергер в свою очередь настаивал на необходимости решить вопросы о регазификации до принятия инвестиционного решения по Штокмановскому проекту. «Газпром» совместно с французской Total и Statoil собирался выйти на него до конца 2009 года, затем отложил решение на первый квартал 2010-го, а сейчас уже очевидно, что предпроектная стадия из-за «многочисленных технических сложностей» (по выражению одного из топ-менеджеров Total) растянется еще как минимум на весь следующий год. А производство сжиженного природного газа в объеме около 7,5 млн тонн начнется в 2016 году вместо запланированного 2014-го.
Одна из очевидных проблем «Штокмана» -- это экономика проекта, которая зависит от затрат и состояния рынка сбыта, то есть ситуации в США. События на американском рынке пока не дают поводов только для глубокого пессимизма. Импорт СПГ в 2008 году упал с 10 млрд кубометров на 54%, вдобавок начался обвал цен. С 350 долл. за тысячу кубометров летом прошлого года до 118 долл. за тысячу кубометров в сентябре текущего.
В этом году импорт вырастет, но незначительно. За девять месяцев в США было ввезено 11,2 млрд кубометров СПГ в основном из Тринидада и Тобаго и Египта. Более того, по прогнозам американской администрации, импорт будет расти до 2018 года. Правда, на пике составит скромные 44 млрд кубометров. Для сравнения: уже сейчас производственные мощности одного Катара почти вдвое больше (около 77 млрд кубометров).
Алексей ГРИВАЧ