|
|
N°219, 27 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Исполнение покаяния
ФСИН признала себя частично виновной в смерти Сергея Магнитского
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) признала, что несет часть ответственности за смерть юриста фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского в СИЗО «Матросская Тишина». Новую позицию ФСИН публично озвучил вчера заместитель главы ведомства Александр Смирнов, выступая в Общественной палате на слушаниях по проблеме гуманизации наказаний.
Напомним, что во вторник президент Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору Юрию Чайке и министру юстиции Александру Коновалову расследовать инцидент в «Матросской Тишине». Подчиняющаяся Минюсту ФСИН отреагировала оперативно. Руководство ведомства обещает, что служебная проверка будет завершена «через два-три дня».
«Мы не умаляем нашей вины ни в коем случае, она очевидно присутствует», -- заверил г-н Смирнов членов Общественной палаты. «Вина связана с проблемами содержания Магнитского, с халатным оказанием ему медицинской помощи и с рядом других факторов», -- пояснила «Времени новостей» председатель общественного совета при ФСИН, член Общественной палаты Мария Каннабих. Вместе с тем, добавила она, множество вопросов остается и к органам следствия. Так, в Следственном комитете при МВД заявляли, что умерший в СИЗО обвиняемый «никогда не жаловался на здоровье». Однако, по словам адвоката Магнитского Дмитрия Харитонова, и он сам, и его подзащитный неоднократно обращались с просьбой провести медицинское обследование.
Вчера же стало известно, что мать Сергея Магнитского обратилась к адвокату Анатолию Кучерене, возглавляющему комиссию Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов, с просьбой оказать помощь в расследовании смерти ее сына. Обращение г-жи Магнитской уже направлено непосредственно генпрокурору Юрию Чайке, сообщил г-н Кучерена.
«В этом заявлении изложены факты, которые, по мнению Натальи Магнитской, свидетельствуют о том, что ее сыну не оказывалась должная медицинская помощь, -- рассказал «Времени новостей» Анатолий Кучерена. -- В частности, говорится о том, что жалобы, поступавшие от него и его адвоката, игнорировались, в том числе следователем, ведущим дело. Так, в заявлении упомянут старший следователь по особо важным делам Следственного комитета при МВД майор юстиции Олег Сильченко и ряд других должностных лиц».
Впрочем, как заверил на слушаниях в Общественной палате заместитель директора ФСИН Александр Смирнов, опрос подследственных, которые общались с г-ном Магнитским, показал, что врачебная помощь ему все же оказывалась. Участники слушаний призвали друг друга дождаться результатов, которые должна представить служебная проверка.
Смерть Сергея Магнитского, не раз упоминавшаяся в ходе дискуссии, по мнению ее участников, является лишь наиболее «раскрученным» в СМИ проявлением нынешнего состояния тюремной системы. «Если обратиться к фактам, о которых нам сообщают из мест заключения, то практически каждый из них схож со случаем Магнитского, -- заявил исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев. -- За последние шесть месяцев 2009 года к нам поступило порядка 140 обращений заключенных и их родственников с жалобами на применение физического насилия к осужденным. Не оказывается медицинская помощь, не расследуются факты убийств в местах заключения, осужденные находятся в ужасающих условиях».
Собственно, заявленной темой общественных слушаний была именно реформа исправительной системы в целом. Предполагается, что базой для реформирования пенитенциарных учреждений должна стать концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, которую сейчас разрабатывает ФСИН. «Мы провели широкое обсуждение этих документов в Общественной палате, подготовили немало замечаний и рекомендаций и теперь хотели бы донести свое мнение до депутатов Госдумы», -- заявил г-н Кучерена. Возглавляемая им комиссия намерена обратиться в нижнюю палату парламента с просьбой провести «нулевое чтение» -- общественное обсуждение концепции, в том числе с участием правозащитников.
Впрочем, далеко не все участники слушаний согласились с тем, что эта практически доработанная концепция в состоянии изменить положение тюремного населения России. «Нас ставят перед фактом, что принятие концепции уже фактически состоялось, и оставляют нам право делать какие-то незначительные поправки, -- пожаловался г-н Пономарев. -- Нельзя принимать документ так, как будто мы его уже одобрили. Он должен обсуждаться дольше, чем это делается сейчас».
В частности, посетовал правозащитник, концепция в ее нынешнем виде не подразумевает упразднение так называемых «секций дисциплины и порядка», которые действуют в колониях и «являются источником большинства случаев насилия и причиной большинства бунтов в местах заключения». «Не надо решение этой проблемы переводить на потом, на будущее, когда заработает новая концепция. Эту проблему надо решать сейчас», -- призвал правозащитник.
Михаил МОШКИН