Послание президента и "прямая линия" премьера оставляют равнодушными многих россиян
Россияне больше интересуются «прямой линией» премьер-министра Владимира Путина, который посвящает ее социальным проблемам, чем
посланием президента Дмитрия Медведева, который говорит преимущественно на политические темы. Этот вывод следует из сравнительного анализа данных, полученных в ходе социологических опросов специалистами «Левада-центра» и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). При этом главные форматы обращения к нации обоих российских лидеров оставляют равнодушными значительную часть населения.
Как оказалось, только 12% респондентов ВЦИОМ внимательно слушали выступление главы государства, который 12 ноября обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. Еще 26% заявили, что ознакомились с основными идеями президента из новостных выпусков. Год назад интересующихся посланием было несколько больше -- 17 и 28% соответственно. При этом 42% опрошенных в ноябре за президентским выступлением не следили. В 2008 году такой ответ социологам дали 40%. Еще 18% респондентов в этом году заявили, что они не интересуются политикой как таковой (16% год назад).
По сравнению с этими цифрами очередная телевизионная «прямая линия» премьер-министра Владимира Путина, намеченная на 3 декабря, вызывает у населения несколько больший интерес. О намерении следить за общением премьера с народом социологам «Левада-центра» заявили 38% граждан, еще 27% намерены ознакомиться с содержанием этой беседы постфактум. 29% проявляют полное равнодушие к этой теме. Между тем в прошлом году спецпрограмму «Разговор с Владимиром Путиным» внимательно наблюдали от начала до конца 17% граждан, 30% полюбовались премьером в отдельных фрагментах прямого эфира, 16% узнали о содержании передачи из массмедиа. Любопытно, что общая доля респондентов, которые проявляют абсолютный или относительный интерес к «прямой линии»», практически не изменилась с 2007 года, когда она составляла 64%.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что эти цифры отражают популярность обоих лидеров у народа. «Популярность Путина несколько выше, соответственно выше и интерес к его выступлению, -- полагает он. -- Кроме того, послание Медведева посвящено в большей степени политической тематике, которая населению не настолько интересна. А Путин поднимает социальные вопросы, которые волнуют граждан».
Этот вывод косвенно подтверждается и данными о том, какие темы в послании президента больше всего затронули россиян. Судя по опросам ВЦИОМ, гражданам больше всего понравились идеи поддержки пенсионеров и ветеранов (19%), борьбы с коррупцией (13%) и внедрения инноваций (10%). Кроме того, 7% опрошенных оценили тему оздоровления нации, 6% -- тему борьбы с безработицей и реформирования школьного образования, 5% заинтересовались путями выхода из кризиса. Эти вопросы можно в большей мере отнести к сфере социальных. В целом же, как отмечает г-н Виноградов, «послание адресовано скорее политической элите, чем гражданам».
«У послания и «прямой линии» разные задачи, -- присоединяется к этому мнению эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко. -- От премьер-министра ждут ответов на острые вопросы о прожиточном минимуме, пенсиях, программах по поддержке разных категорий населения, в том числе малоимущих. Это темы, которые в условиях кризиса многим близки. В конце концов Путин как председатель правительства как раз и отвечает за социально-экономический блок. А у президента была представлена стратегия модернизации -- вещь абстрактная для большинства, к тому же на ее реализацию потребуются годы, если не десятилетия».
Инициативный опрос ВЦИОМ по посланию президента был проведен 21--22 ноября. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Опрос Левада-центра" проводился 20--23 ноября. Опрошено 1600 человек по репрезентативной выборке.