|
|
N°217, 25 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Opel вернули «матери»
Ангела Меркель ждет «письмо благодарности» из-за океана
Со вчерашнего дня германский автомобильный концерн Opel вновь безраздельно принадлежит материнской компании -- американскому концерну General Motors (GM). В ожидании продажи неплатежеспособный Opel и его 25-тысячный коллектив в течение нескольких месяцев взяло под опеку федеральное правительство Германии. Однако сделка по передаче контрольного пакета акций консорциуму Magna--Сбербанк так и не состоялась. Вчера под этой историей была подведена черта.
General Motors вернул немецким властям последние средства, полученные для стабилизации положения Opel. Федеральный канцлер Ангела Меркель с удовлетворением сообщила об этом на конференции Германского союза работодателей в Берлине: «General Motors окончательно расплатился по своим долгам по Opel. Это означает, что германский налогоплательщик на всех операциях вокруг Opel пока не потерял ни цента». При этом она отметила, что выделить на спасение Opel кредит в 1,5 млрд евро было необходимо. «Это был абсолютно правильный шаг для обеспечения работоспособности концерна в то время, когда GM вообще был не в состоянии заботиться об Opel, -- сказала г-жа Меркель, добавив, что бридж-кредит был своего рода спасительным мостом. «Правда, мы ожидали, что он будет проложен в ином направлении», -- сказала она, намекая на несостоявшуюся сделку с Magna и Сбербанком.
Под аплодисменты собравшихся топ-менеджеров и капитанов германской экономики Ангела Меркель обратилась за океан: «Я ожидаю по крайней мере через несколько лет обширное письмо благодарности от General Motors». Благодарить на самом деле есть за что: со ссылкой на источники в федеральном правительстве и концерне Opel мюнхенская газета Sueddeutsche Zeitung сообщила, что в период пиковой финансовой нагрузки GM использовал 1,2 млрд евро из этого кредита. За истекшее время набежало еще 28 млн евро банковских процентов. Вчера на немецкий счет из GM поступил последний возвратный транш по займу -- 400 млн евро.
В итоге, заявила г-жа Меркель, попечительская структура отныне прекращает свою деятельность, и Opel вновь безраздельно принадлежит американцам. Последние ознаменовали радостное для них событие жестом доброй воли в адрес Берлина. Завод Opel в Бохуме, вокруг которого шла непримиримая борьба профсоюзов и коллектива концерна, будет сохранен в полном составе. «Бохум останется важной производственной площадкой, -- сказал вчера новый европейский шеф GM Ник Рейли после встречи с премьер-министром земли Северный Рейн -- Вестфалия (где и находится предприятие) Юргеном Рюттгерсом. Детали г-н Рейли предпочел не раскрывать -- сегодня у него запланированы встречи с земельными «князьями» Рейнланд--Пфальца и Тюрингии. В этих землях, в городах Кайзерслаутерне и Айзенахе, расположены другие производства Opel. Г-н Рейли отметил, что для «долгосрочного будущего» Opel и его британского отпрыска Vauxhall необходимо сократить производственные мощности на 20--25% и уволить по всей Европе до 9,5 тыс. сотрудников. Сегодня же американцы намерены презентовать представителям наемных работников Opel свою концепцию реанимации автозавода. Через пару дней предстоит обсудить этот план и с федеральным правительством. В частности, GM скажет, когда публично объявит о намечаемых мерах.
Юрий ШПАКОВ, Берлин