|
|
N°218, 26 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Холодный мир» в Центральной Азии
Объединенная энергетическая система региона приказала долго жить
За несколько дней до прихода календарной зимы между странами Центральной Азии начинается новый раунд политико-энергетических баталий, грозящих оставить без тепла и света значительную часть населения региона. Одно за другим два крупнейших и наиболее независимых в энергетическом отношении государства -- Казахстан и Узбекистан -- начинают готовиться сами и готовить зависимых от них соседей, Киргизию и Таджикистан, к своему выходу из объединенной энергетической системы (ОЭС) Центральной Азии, созданной в советское время. Причиной такого решения Астана и Ташкент называют несанкционированный отбор электроэнергии из ОЭС, который нынешней осенью начал осуществлять Таджикистан.
Президент национальной компании Казахстана по управлению электросетями Канат Бозумбаев обвинил Душанбе в отборе электричества «без договоров и оплаты». «Если происходит воровство из казахстанской энергосистемы, мы с этим мириться не будем», -- заявил он. По его оценке, дефицит электроэнергии в предстоящую зиму в Таджикистане составит около 30% от общего объема энергопотребления в республике. Глава компании сообщил, что получил разрешение казахстанского правительства на выход из ОЭС при «усугублении ситуации». Демарш Астаны, о подготовке к которому стало известно впервые в октябре, оказался первым серьезным сигналом о подготовке к отключению общего режима работы энергосистемы.
Через несколько дней, в начале ноября, прозвучал второй звонок -- из Ташкента. В правительственной газете «Правда Востока» появилась большая статья начальника национального диспетчерского центра Государственной акционерной компании (ГАК) Эссо Садуллаева с анализом энергетической ситуации в регионе, обосновавшим намерение Узбекистана перейти на раздельный режим работы и выйти из ОЭС. Автор напомнил, что Туркмения вышла из системы еще в июне 2003 года. Узбекский чиновник обвинил отдельные страны -- участницы ОЭС в «попытках удовлетворить лишь собственные эгоистичные интересы, не принимая в расчет негативных последствий, которые вызывают эти действия для других государств». Г-н Садуллаев указывал на «непрекращающиеся факты несогласованности и неподчинения командам расположенного в Ташкенте диспетчерского центра», которые приводят к системным авариям, а все «взаимоотношения строятся лишь на обещаниях и честном слове». Очевидно, что чиновник имел в виду отношения с таджикской стороной, хоть и прямо не указывал на это.
И буквально через пару дней в Таджикистане действительно случилась серьезная неприятность -- в результате недопустимого падения частоты в сети по причине резкого увеличения нагрузки в одной из высоковольтных линий передачи сработавшая на Нурекской ГЭС аварийная защита отключила гидроагрегаты станции. В Таджикистане ощутили случившееся очень остро, главным образом в сельской местности, где с этого момента электроэнергия большую часть суток не поступает.
23 ноября узбекский посол в Таджикистане Шокасым Шоисламов (бывший посол в Москве и замминистра иностранных дел Узбекистана) провел пресс-конференцию в Душанбе. Подробно изложив позицию Ташкента по выходу из ОЭС, дипломат заявил, что его страна «имеет полное право на это»: «И к нам не должно быть никаких претензий». Он заметил, что «высвобождаемые объемы электроэнергии таджикистанской энергосистемы, поставляемые ранее в Узбекистан, могут теперь быть использованы для нужд самого Таджикистана». Посол Узбекистана однозначно дал понять, что Ташкент видит будущую деятельность национальных энергосистем только на основе двусторонних соглашений между государствами региона. «Заплати и пользуйся» -- этим простым принципом предложил впредь пользоваться г-н Шоисламов. При этом он выказал понимание энергетических проблем, с которыми сталкивается Таджикистан, и положительно оценил меры Душанбе по их решению -- ввод в действие построенной с российской помощью Сангтудинской ГЭС-1 и стремление перейти на энергосберегающие лампы.
Однако посол не скрывал критического отношения к развернутой ныне в Таджикистане кампании по сбору народных средств для строительства Рогунской ГЭС. Таджикские власти намерены в 2010 году выпустить акции стоимостью 100 сомони каждая (около 23 долл.), на которые должен подписаться каждый «патриотически настроенный» таджик. Руководство страны обращается «к населению и экономически активным структурам» с призывом перечислить месячную зарплату в пользу Рогунской ГЭС. По этому поводу узбекский дипломат заметил, что «патриотический подъем в энергетической сфере должен начинаться с оплаты по счетчику». Заодно г-н Шоисламов рассказал, как «в одно из иностранных посольств в Душанбе, не узбекское, пришел контролер из энергосбыта и предложил за взятку списать большую часть накрученной по счетчику электроэнергии».
Вчера в Душанбе ответили Ташкенту. Представитель таджикской энергетической компании «Барки Точик» Сергей Ткаченко упрекнул Узбекистан, вышедший в одностороннем порядке из ОЭС, в «срыве ранее достигнутых договоренностей в водно-энергетической сфере». Он предупредил Ташкент, что в результате этого могут начаться перебои в энергоснабжении и в самом Узбекистане, и в регионе в целом. Г-н Ткаченко согласился с предложенным узбекской стороной принципом «заплати и пользуйся». «Давайте платить друг другу, -- сказал он, -- мы не против». По его словам, если задолженность таджикских энергетиков своим узбекским коллегам составляет 1 млн долл., то последние должны компании «Барки Точик» около 3,5 млн долларов.
«Мы используем мирное решение всех проблем, никаких ультиматумов мы не выдвигаем», -- заявил вчера начальник диспетчерской службы «Барки Точик» Одинамахмад Чоршанбиев. Действительно, до ультиматумов ли тут. Впереди в лучшем случае «холодный мир» -- если не во всем регионе, так в его таджикистанской части.
Аркадий ДУБНОВ