|
|
N°213, 19 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дань с бренда
Представителей крупных торговых марок предупредили об изменении правил игры на российском рынке
Представителям крупнейших торговых марок, работающих в России, на состоявшейся 17 ноября конференции «День бренда» рассказали, какие изменения правил игры их ждут в ближайшее время. Это усиление административной ответственности за достоверность информации о продукции, запрет на использование в рекламе целого ряда слов, снижение звука рекламных роликов, борьба за вытеснение с отечественного рынка продовольственного импорта, а также трудности с продвижением новых брендов на полки супермаркетов. В качестве бонуса предпринимателям дадут возможность жаловаться на действия чиновников, ограничивающих конкуренцию.
Заместитель министра промышленности и торговли Владимир Саламатов пообещал присутствующим ускорить работу по обновлению стандартов безопасности выпускаемой продукции. Сейчас из имевшихся до начала реформы технического регулирования 23 595 национальных стандартов пересмотрено и гармонизировано с международными и национальными стандартами только 36,4%. «Обновление по 800--1000 стандартов в год означает, что работа ведется очень медленно, -- признал замминистра. -- Есть планы увеличить в 2--2,5 раза количество пересматриваемых стандартов и довести их до 2,5 тыс. в год».
В ближайшие три месяца правительство внесет в Государственную думу порядка 20 технических регламентов. К концу 2010 года доля продукции, которая будет выпускаться в соответствии с требованиями технических регламентов, составит 5,2%, к концу 2011-го -- 36,7%, к концу 2012-го -- 51,2%. Правительство не устраивает положение, когда с окончанием 1 января 2010 года переходного периода, предусмотренного в законе «О техническом регулировании», все действующие нормы в отношении потенциально опасных продуктов, по которым не появится новых технических регламентов, будут отменены. «Невозможно это сделать в отношении 95% продукции. Наш потребитель будет просто незащищен», -- предупредил г-н Саламатов. И заверил, что этого скорее всего не произойдет.
По словам заместителя министра, уже к концу 2010 года 100% пищевой продукции будет выходить под гарантии безопасности со стороны производителя. Правда, в этом вопросе есть разные подходы у двух ключевых ведомств. В Минэкономразвития полагают, что для подтверждения сертификатов безопасности достаточно подписи директора. Минпромторг уверен, что не менее 50% продуктов питания требуют обязательного испытания и лабораторного подтверждения.
Одновременно Владимир Саламатов заверил: «В правительстве есть общее мнение, что массовый переход на самодекларирование соответствия продукции требованиям безопасности невозможен без повышения ответственности производителей и организаций сертификации за достоверность информации о продукте». Соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях подготовлены и внесены в правительство. «Но, может быть, в отдельных случаях должна быть и уголовная ответственность», -- высказал свою точку зрения г-н Саламатов.
Кроме того, заместитель министра промышленности и торговли поставил в укор и производителям, и общественности их пассивность в деле борьбы за качество. По словам г-на Саламатова, «явно недорабатывают системы добровольной сертификации производителей продуктов питания». И правительству явно не хватает активности обществ защиты прав потребителей.
О необходимости активнее помогать государственным структурам говорил и директор департамента госрегулирования в экономике и развития конкуренции Министерства экономического развития Александр Пироженко: «Существенной преградой на пути развития конкуренции в стране являются административные барьеры. За каждым из них стоит интерес, как правило коррупционный, каких-то конкретных чиновников». Чтобы их выявлять и устранять, нужна помощь бизнеса, который каждый день сталкивается с этими проблемами. Для этого в ближайшее время Минэкономразвития откроет специальный портал competition.ru, где можно будет давать свои рекомендации по развитию конкуренции, а также сообщать примеры противодействия развитию бизнеса чиновников в регионах.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров признал, что сформировавшийся в стране «достаточно эффективный административный путь рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции», является «эксклюзивным». «Нигде в мире, кроме России, защита прав на средства индивидуализации товаров, работ и услуг не происходит в административном порядке. Во всем мире это исключительно судебная прерогатива», -- пояснил г-н Кашеваров. В 2008 году ФАС рассмотрела 440 подобных дел по стране (рост 40% по сравнению с 2007 годом), из которых 153 касались товарных знаков. В первой половине 2009 года таких дел было 189 и 55 соответственно. «Традиционно на вторую половину года их приходится больше, чем на первую. Так что скорее всего подобных дел будет не меньше, чем в прошлом году», -- заверил замглавы антимонопольной службы.
Для выравнивания условий конкуренции ФАС готовит проект закона, который введет запрет на использование в рекламе слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «номер один», «главный» и слов, образованных от них. «Такой запрет существовал в законе до 2006 года, и он себя оправдал, -- полагает Андрей Кашеваров. -- Это практика не преследования нарушителей, а предупреждения нарушений». В этом отношении г-н Кошеваров признал очень эффективным опыт борьбы с зонтичными брендами (когда алкоголь рекламируется под видом другой продукции) на алкогольном рынке.
Замглавы ФАС предупредил присутствовавших в зале представителей рекламного бизнеса, что его ведомство нашло способ борьбы с повышенным звуком рекламных блоков на ТВ. Раньше служба проиграла несколько дел против рекламодателей, чья реклама звучала более громко, чем основной фон телепрограмм. Произошло это потому, что для фиксации нарушения измерялась громкость звука в децибелах: трудно было измерить средний уровень звука фоновой передачи, так как там могли быть паузы почти с полным молчанием. Но, посоветовавшись с телевизионщиками, представители ФАС выяснили, что все дело в степени и стандарте сжатия звука рекламного ролика. И теперь ФАС намерена потребовать обязательного переформатирования роликов под стандарты канала, где он будет демонстрироваться.
Андрей Кашеваров уверен, что равные условия для всех участников рынка создает обсуждаемый сейчас в Думе закон «О торговле». Представитель ФАС только сожалеет, что может быть не учтено пожелание его ведомства, чтобы список запрещенных недобросовестных практик, заложенный в проект закона, был открытым. «Мы уже начали сталкиваться с изменением наименований существующих бонусных практик, -- заявил представитель ФАС. -- Логистический бонус в 10% стали называть хорошей организацией логистики. Появились бонусы за эффективное управление товарными запасами, эффективные практики продаж. Боюсь, что ситуация не будет меняться, а станут появляться только новые слова». При этом замглавы антимонопольного ведомства признал, что «оценки недобросовестных практик будут субъективными». Но предупредил, что особое внимание ФАС будет уделять непубличным сделкам.
В связи с этим, по словам г-на Кашеварова, было бы логично добавить в закон «О торговле» положение о том, что тендеры должны использоваться в качестве перспективной практики проведения закупок. По его словам, такой способ подбора поставщиков, в частности, позволит ритейлерам обойти установленный в проекте закона предельный размер объемной скидки в 10%. Чиновник заверил, что при открытых тендерах выход за пределы этого ограничения не будет рассматриваться ФАС как недобросовестная практика. Кроме того, открытые тендерные закупки, по мнению ФАС, могут быть использованы для успешного вхождения в сеть новых брендов или небрендированных поставщиков.
Директор департамента пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции Министерства сельского хозяйства Кирилл Колончин рассказал про «многострадальный документ» -- проект Доктрины продовольственной безопасности, который в ближайшие дни будет вынесен на обсуждение Совета безопасности. «Это будет программа четких действий на ближайшие 10--15 лет», -- заверил чиновник. По его словам, на первый план в доктрине поставлена задача снижения зависимости от импорта агропродовольствия. «Продовольственный импорт становится одним из основных рычагов экономического и политического давления в международных отношениях», -- предупредил г-н Колончин и в качестве примера привел продолжающийся до сих пор конфликт вокруг поставок на российский рынок белорусского молока.
Представитель Минсельхоза сослался на точку зрения Международной продовольственной организации (ФАО), что нормальной для безопасности государства является доля импорта, не превышающая 17% всего объема потребляемого продовольствия. Обеспечение конкурентоспособности отечественного производителя Министерство сельского хозяйства видит в развитии крупных перерабатывающих комплексов и крупных торговых сетей. «Это увеличивает потребительский спрос, в том числе на первичную сельскохозяйственную продукцию, а значит, укрепляет общую продовольственную безопасность», -- уверен г-н Колончин. «В задаче обеспечения населения продуктами питания неуклонно увеличивается роль переработки и дистрибуции. В урбанизированном обществе доля добавочной стоимости, созданной этими звеньями, в общей стоимости продуктов питания наиболее высокая», -- отметил представитель Минсельхоза и признал, что его ведомство не разделяет точку зрения ФАС на крупные торговые сети.
Представитель одной из таких сетей -- главный исполнительный директор «X5» Лев Хасис заговорил о самом наболевшем. По его словам, новый закон «О торговле» лишает новых производителей практически всего инструментария для входа в сети и вывода туда новых продуктовых брендов. «У ритейлеров не будет никаких оснований поставить новый продукт на полку. Начнет сокращаться ассортимент», -- предупредил г-н Хасис. По его словам, обязательное обнародование условий сделок в Интернете разрушит долгосрочные соглашения с крупными брендами. «Все будет строиться на краткосрочных сделках. Ускоренными темпами ритейлеры начнут переходить к частным маркам, так как в этом случае фактически сохранятся возможности для индивидуализации условий, качества, вкусов», -- запугивал присутствующих Лев Хасис. Но вовремя спохватился и заверил, что его сеть «будет работать только с ведущими брендами, они серьезно укрепят свои позиции и окажутся абсолютно недосягаемыми для вновь входящих».
Представитель «X5» призвал начать совместные действия, чтобы убрать из законопроекта о торговле «хотя бы наиболее одиозные положения». Но тут же признал: «Надежда на то, что это удастся, небольшая». «Некоторыми фракциями обсуждается внесение в закон ограничений торговых наценок и закрепление предельных уровней цен на ряд видов продовольствия», -- предупредил г-н Хасис. И вряд ли он имел в виду оппозицию. Активными сторонниками этих мер являются весьма влиятельные депутаты «Единой России». По мнению Льва Хасиса, общая точка зрения государственных структур на проект закона «О торговле» такая: «Как это будет работать, неизвестно. Есть только четкая уверенность, что все равно бизнес найдет решение в любых условиях».
Андрей СУСАРОВ