Время новостей
     N°212, 18 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.11.2009
Откат в законе
Кремль притормозил "Единую Россию"
Базовая ставка транспортного налога в России повышаться не будет. Думское большинство, которое на прошлой неделе поторопилось утвердить соответствующие поправки в Налоговый кодекс, после рекомендации, поступившей из администрации президента, столь же оперативно сменило свое мнение на прямо противоположное. Вчера глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин заявил, что парламенту рекомендовано пересмотреть свое решение, а спикер Госдумы Борис Грызлов заверил, что базовая ставка налога сохранится на уровне, установленном в 2003 году. Таким образом, дезавуирован тот вариант поправок, который был внесен правительством и в минувшую пятницу был принят в третьем, окончательном чтении благодаря едва ли не единогласной поддержке коллег г-на Грызлова по фракции «Единой России».

Скандальная история законопроекта, который единороссы провели (по понятным причинам без особых усилий) вопреки протестам оппозиционных партий и явно негативной реакции целевой аудитории -- автовладельцев, позволяет сделать два вывода. Во-первых, Кремль продемонстрировал, что готов принять во внимание если не «глас народа», то, во всяком случае, мнение наиболее активных социальных групп, способных внятно выразить свое недовольство, -- в данном случае мнение автомобилистов. Во-вторых, далеко не в самом выгодном положении оказалась самая крупная фракция нашего парламента. Недавние выборы в региональные парламенты вызвали множество вопросов к местным отделениям партии власти, теперь же «Единая Россия» выступила на федеральном уровне в роли лоббиста явно непопулярных решений, что также вряд ли пойдет в плюс имиджу этой партии.

За социально-политическими баталиями практически забылось то, ради чего, собственно, было задумано повышение базовой ставки транспортного налога, равно как и право регионов повысить налог в пять раз сверх базовой ставки. По идее эта мера, так же как и повышение акцизов на табак, пиво и алкоголь, была призвана компенсировать региональным бюджетам расходы, связанные с падением поступлений от других налогов. В казне регионов образовался разрыв между доходами и расходами (свою роль сыграл и экономический кризис) -- эту дыру предполагалось залатать, в том числе увеличив базовую ставку налога.

«Я могу сказать, что многие регионы, только в первом чтении увидев этот проект, побежали принимать свои инициативы», -- отметила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко. Хотя в ряде региональных администраций, напротив, уверяли, что сохранят действующие ставки налога, реакция автомобилистов на действия федерального правительства и парламента была предсказуемой и не заставила себя ждать. По стране прокатились немногочисленные, но заметные акции протеста -- в столице недовольные водители даже пытались перекрыть МКАД.

Глава администрации президента Сергей Нарышкин, озвучивая вчера позицию высшей власти, сделал акцент на том, что закон будет пересмотрен именно под влиянием общественного мнения. «Российские граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации высказались против повышения ставки транспортного налога», -- констатировал г-н Нарышкин. Учитывая этот факт, президент Дмитрий Медведев дал поручение провести в воскресенье совещание с участием представителей исполнительной власти, депутатов Госдумы и сенаторов, где и была скорректирована позиция законодателей. Впрочем, по словам думского спикера, председателя высшего совета «Единой России» Бориса Грызлова, решение отказаться от повышения ставок транспортного налога было принято еще раньше -- после консультаций с региональными заксобраниями, а также с Союзом автомобилистов России и другими общественными организациями.

Оппоненты партии власти в свою очередь настаивают на том, что единороссы изменили свое мнение по указке сверху. «Главная причина того, что транспортный налог все же не будет увеличен многократно, заключается в том, что власть испугалась массовых акций протеста, однако нельзя не подчеркнуть и другой аспект этой проблемы -- полнейшую несамостоятельность депутатов Госдумы от фракции «Единая Россия», -- заявил вице-спикер Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. -- Единороссы не стесняются в течение пары дней менять свои же решения на прямо противоположные». Однопартиец товарища Мельникова, депутат Владимир Кашин заявил, что «в частных беседах многие депутаты-единороссы в прошлую пятницу говорили о том, что они против многократного увеличения транспортного налога, однако проголосовали так, как велело руководство этой фракции».

О том, что аналогичные мнения высказывали депутаты региональных заксобраний от «Единой России», в беседе с корреспондентом «Времени новостей» рассказал и член координационного совета Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. «Они так нам и говорили: если бы не было приказа голосовать «за», мы бы голосовали «против», -- утверждает г-н Канаев. По его мнению, то, что закон, внесенный правительством и одобренный в трех чтениях, затормозили, -- случай, практически не имеющий прецедента. «Ведь даже решение по монетизации льгот, которое власть скорректировала после массовых протестов, было принято не на уровне закона, а на уровне постановления правительства», -- подчеркивает наш собеседник. Г-н Канаев, глава московского отделения ФАР -- организации, ответственной за большинство недавних протестных акций автомобилистов, считает происшедшее победой автосообщества. «Для автовладельцев это, конечно, бальзам на раны и лишнее подтверждение того, что за свои права можно и нужно бороться, ведь результат налицо», -- подчеркивает Канаев. Лидер столичного отделения ФАР обещает, что движение не будет останавливаться на достигнутом -- автомобильные активисты собираются оспорить конституционность самого транспортного налога в его нынешнем виде.

«Верховная власть, безусловно, получила определенный урок -- такого рода законопроекты нельзя пропускать без согласования с обществом», -- сказал «Времени новостей» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его словам, общественная реакция оказалась несколько неожиданной для власти -- «видимо, расчет был на то, что очередное непопулярное решение проглотят». Однако попытка удвоить базовую ставку транспортного налога стала каплей, переполнившей чашу терпения. «Дело даже не в акциях, которые прошли по всей стране, -- в них принимало участие не так много людей, но власть почувствовала негативный настрой среднего класса в целом и, видимо, несколько испугалась», -- полагает г-н Похмелкин. При этом общество опять убедилось в том, что законодательная власть лишь «машинка для штамповки законов», подчеркивает лидер ДАР. «Крайне важный закон только принят -- как говорится, еще чернила не просохли, а его уже отзывают. Это просто неприлично для серьезных партий большинства -- можно было бы сказать, что «Единая Россия» потеряла лицо, если бы у нее это лицо было», -- не без сарказма отмечает г-н Похмелкин.

По мнению политолога Дмитрия Орешкина, «вряд ли «Единая Россия» сильно боится дискредитировать себя в глазах избирателей, потому что избиратели «Единой России» все более и более виртуальны». Тем не менее он полагает, что скандал ослабляет позиции «Единой России» в глазах того же самого чиновного класса. «Происходящее не по понятиям, -- замечает г-н Орешкин. -- Грызлов провел закон, вдруг ему дали команду, и он назад: «Извините, ребята, не подумал, не оценил». Конечно, это не выглядит солидно, свидетельствует о ситуативности, зависимости партии». По мнению г-на Орешкина, эта ситуация свидетельствует о том, что интересы Кремля и Белого дома понемногу расходятся. «Правительство решает свою задачу, а президент свою: ему нельзя терять поддержку среднего класса. А здесь есть возможность немножко заработать. Миронов (лидер "Справедливой России", спикер Совета Федерации. -- Ред.) скажет: «Мы остановили антинародную инициативу». И Кремль может сказать то же самое. «Единая Россия» эту ситуацию поняла и решила отработать назад», -- подытоживает политолог.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко, напротив, полагает, что «Единую Россию» этот скандал не дискредитирует. «Мне кажется, это нормальный процесс доработки закона, -- полагает политолог. -- Просто этот процесс затрагивает очень много людей, поэтому инициатива так громко прозвучала. Вообще многие законы дорабатываются, в этом нет ничего страшного».

Зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам единоросс Андрей Макаров в интервью "Времени новостей" постарался аргументировать принятие закона. «Никакого повышения налога не было, -- подчеркнул парламентарий. -- Даже если бы Государственная дума очень хотела повысить налог, она бы не имела такой возможности, потому что это не входит в ее компетенцию». Транспортный налог является региональным налогом, напомнил депутат, а на уровне Налогового кодекса устанавливается базисная ставка налога, ориентируясь на которую, региональные парламенты устанавливают размер налога. «У них был диапазон, -- подчеркивает г-н Макаров. -- Увеличив базовую ставку налога, а не сам налог, Государственная дума расширила диапазон возможностей для принятия решений региональным парламентом по формированию своего бюджета. При этом, чтобы иметь возможность не повышать налог, было установлено, что одновременно снижение этой ставки может быть не в пять раз, как это было раньше, а в десять раз». Поэтому, заявил парламентарий, «с точки зрения того, что должны заплатить люди, не изменилось абсолютно ничего. Другое дело, что, к сожалению, некорректное обсуждение привело к тому, что люди решили, что уже со следующего года они будут платить больше. Этого в законе на самом деле нет».

Законы обратной силы

20 апреля 2007 года президент Владимир Путин отклонил законодательную инициативу единороссов, отправив на доработку федеральный закон "О Знамени Победы", принятый Госдумой 6 апреля 2007 года. В нем депутаты Госдумы, преодолевшие вето Совета Федерации, предлагали убрать со знамени рабоче-крестьянские символы -- серп и молот. Причиной отклонения закона в письме называются "многочисленные обращения ветеранских организаций". Однако, судя по сообщению, закон окончательно не отвергнут: президент считает "необходимым проведение по нему дополнительных консультаций".

22 января 2007 года из Думы был отозван законопроект, ограничивающий проведение массовых мероприятий. Законопроект серьезно ужесточал правила проведения публичных мероприятий и фактически позволял властям отменять любые массовые акции в целях предотвращения "противоправных действий". Однако после прошедшего в Госдуме 19 января 2007 года совещания лидеров фракции "Единая Россия" с замглавы президентской администрации Владиславом Сурковым авторы законопроекта отозвали документ.

27 июля 2005 года президент Владимир Путин наложил вето на принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации федеральный закон о регулировании обращения лома черных и цветных металлов.

18 июня 2003 года Государственная дума приняла в первом и сразу в третьем, окончательном чтении закон о наследовании, предусматривающий налог на наследство от 5 до 40%. Однако 25 апреля 2005 года президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил, что «считал бы правильным отменить налог на имущество», и поручил премьеру подготовить и внести в Думу новый законопроект о налоге на наследование. В результате 1 июня 2005-го закон был отменен.

21 декабря 2004 года президент Владимир Путин наложил вето на закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации в ноябре 2004 года.

25 ноября 2002 года президент Владимир Путин наложил вето на поправки к закону о СМИ, принятые Госдумой 11 ноября 2002 года и одобренные Советом Федерации. Поправки запрещали СМИ распространять любые сведения, которые могут быть использованы террористами. В первую очередь это касалось деталей проведения контртеррористической операции, технологии изготовления оружия или взрывчатых веществ.

Михаил МОШКИН, Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа