Генерал Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александр Бульбов, обвиняемый в совершении ряда должностных преступлений и проведший свыше двух лет под арестом в СИЗО «Лефортово», в минувшую пятницу поздно вечером вышел на свободу. «Мы победили!» -- таковы были первые слова г-на Бульбова, обращенные к встречавшим его из тюрьмы друзьям, родственникам и журналистам. Генерал заявил, что уже с понедельника, то есть сегодня, приступит к выполнению своих обязанностей в Госнаркоконтроле на Маросейке, 12, откуда его никто не увольнял. Следственный комитет при прокуратуре (СКП) хотел бы оставить г-на Бульбова под стражей, да не смог. В пятницу Мосгорсуд отказал в удовлетворении ходатайства следствия о содержании генерала под домашним арестом. Генпрокуратура на этом заседании суда еще раз напомнила, что законность задержания высокопоставленного наркополицейского до сих пор остается под вопросом, поскольку СКП так и не представил постановление о возбуждении в отношении него дела -- единственного основания, по которому можно осуществлять уголовное преследование граждан. «Оком государевым» назвал Генпрокуратуру вышедший на свободу генерал за то, что она «разобралась и сделала правильные выводы». В пятницу из тюрем освободились и другие девять обвиняемых по громкому коррупционному делу.
Слова генерала ФСКН Александра Бульбова о победе, сказанные им по освобождении, воспринимаются довольно неоднозначно, так как его задержание в аэропорту Домодедово и арест, происшедшие 1 октября 2007 года, стали самыми яркими эпизодами
так называемой «войны спецслужб». Ему инкриминировали превышение должностных полномочий, незаконное прослушивание телефонных переговоров (в том числе известных тележурналистов, сенаторов и бизнесменов), получение и дачу взятки, а также легализацию денежных средств, добытых преступным путем.
Г-н Бульбов при каждой возможности открыто называл свой арест «местью спецслужб за расследование уголовного дела торговых домов «Три кита» и «Гранд» и дела о китайской контрабанде».
Вместе с ним были арестованы еще несколько человек, якобы его соучастников, в том числе подчиненные Бульбова Юрий Гевал, Александр Донченко, секретарь генерала Мария Ковалева, бывший сотрудник налоговой полиции Александр Качук, гендиректор ООО «Газтехлизинг» Александр Гусев, начальник одного из отделов МУРа Николай Орлов, сотрудник ГУВД Ванин, бывшие сотрудники ГРУ Генштаба Нестеренко и Горохов, а также некие Арефьев, Перфилов, Шкуриндин и Горьков, о профессиональной деятельности которых ничего не говорилось.
Через год после ареста, в ноябре 2008-го, в процессе судебных заседаний о продлении сроков содержания под стражей генералу Бульбову выяснилось, что в материалах его дела
отсутствует постановление о возбуждении в отношении него уголовного дела. Как оказалось, арест произвели на основании дела замначальника управления специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Михаила Яныкина и бывшего сотрудника ГРУ Генштаба Михаила Горохова, которых также обвиняли в незаконных прослушиваниях телефонных переговоров.
Верховный суд потребовал от следствия предоставить аналогичный документ на г-на Бульбова. СКП же, извинившись за «техническую ошибку», предъявил суду постановление о возбуждении уголовного дела «в отношении Горохова и иных лиц» от 28 июня 2007 года вместо принятого накануне -- по Яныкину и Горохову. Под «иными лицами» как раз и подразумевались Бульбов, Гевал, Донченко и другие. Однако уже в сентябре этого года адвокаты и Генпрокуратура подвергли сомнению подлинность новоявленного постановления, а сам генерал ФСКН написал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении следователей, его принимавших.
Дошло до того, что заместитель генпрокурора Виктор Гринь обратился за разъяснениями к председателю СКП Александру Бастрыкину. Тот отказался расследовать обстоятельства возможной фальсификации документа своими подчиненными, о чем г-н Гринь доложил своему шефу -- генпрокурору Юрию Чайке. В свою очередь генпрокурор отказал председателю СКП в удовлетворении его жалобы о возвращении дела Бульбова на доследование.
В минувшую среду Верховный суд в связи с этим постановил пересмотреть основания для продления ареста г-ну Бульбову в Мосгорсуде, который последний раз продлевал этот срок на три месяца -- с 15 августа до 15 ноября. После этого СКП обратился с ходатайством в городской суд об изменении меры пресечения обвиняемого на домашний арест. Но Мосгорсуд в этом следствию отказал. Таким образом, СКП ничего не оставалось, как отпустить всех под подписку о невыезде, потому что предельный срок содержания под стражей истекал 15 ноября. И в пятницу вечером все арестанты вышли на свободу.
Победа была одержана генералом Бульбовым только в одном из "сражений", но говорить об окончательной победе в «войне» пока рано. Следствие по его делу продлено до 11 декабря, после чего оно может быть передано в суд для рассмотрения по существу.