|
|
N°210, 16 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Я тоже пытаюсь уверенно держать свое слово»
Юлия Тимошенко ждет Владимира Путина в Ялте для разговора о газе
Премьер-министры России и Украины -- Владимир Путин и Юлия Тимошенко 19 ноября в Ялте проведут второе в этом году заседание комитета по экономическому сотрудничеству. Как заявила г-жа Тимошенко в субботу в ходе одной из рабочих, а фактически предвыборных поездок, она собирается конструктивно обсудить с коллегой вопросы ценообразования на российский газ. «Как раз мы снова будем поднимать вопрос, как нам оптимизировать цены для Украины на природный газ и как нам оптимизировать все наши отношения», -- цитирует премьера украинское информационное агентство УНИАН. Москва, как было заявлено ранее, обсуждать цену не собирается, поскольку формула ее расчета и остальные условия поставок подробно изложены в долгосрочном контракте между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины».
Для российской стороны безусловным приоритетом в газовых отношениях с Украиной является сохранение в неизменном виде контрактов на поставку и транзит. Они не только полностью защищают коммерческие интересы российского концерна, но в условиях кризиса еще и создали мощный рычаг давления на Киев в виде штрафов за невыбранное «Нафтогазом» топливо.
Два договора на поставку и транзит, как известно, были подписаны 19 и 20 января и положили конец газовой войне. Премьер-министр Юлия Тимошенко взяла на себя личную ответственность за их выполнение перед российским коллегой Владимиром Путиным. Цена газа для Украины теперь определяется по формуле, принятой в контрактах с европейскими потребителями (правда, на 2009 год «Нафтогаз» получил 20-процентную скидку). Транзитная ставка тоже рассчитывается по формуле с учетом цены топливного газа и европейской инфляции. В то же время газ поставляется Украине на основе правила «бери или плати», а ежемесячный отбор «Нафтогаз» обязан оплачивать не позднее седьмого числа следующего месяца.
Украина берет гораздо меньше газа, чем должна по контракту. И в начале следующего года «Газпром» может выставить соответствующий счет. «По итогам года, я подчеркиваю, когда завершится год, мы подпишем акт на получение природного газа для Украины, который будет фиксировать те объемы природного газа, которые мы получили, и никаких абсолютно штрафных санкций не будет, -- заявила г-жа Тимошенко. -- Это является твердой договоренностью с премьером России. Ни одного раза он не подвел, когда мы договаривались, и я тоже пытаюсь уверенно держать свое слово. Думаю, все будет абсолютно хорошо».
Владимир Путин свое слово сдержит, но только если руководство Украины откажется от идеи пересмотреть контракты на поставку и транзит после выборов президента страны. Российский проект межправительственного соглашения с Украиной по газу, опубликованный в украинском интернет-издании «Экономическая правда», -- лишнее свидетельство того, что ничего, кроме выполнения Киевом контрактных обязательств, Москве не нужно. В том числе и само межправительственное соглашение. Документ составлен таким образом, чтобы Киев отказался даже от идеи вести переговоры о подписании такого соглашения. Большинство его положений абсолютно неприемлемо для украинской стороны, а у российской нет ни малейшего резона идти на уступки. Не говоря уж о том, что межправительственное соглашение должно быть одобрено большинством в Верховной раде, что сейчас практически невозможно. Так, например, в ст. 2 записано, что Украина гарантирует неприкосновенность собственности России, в том числе газа и объектов газотранспортной инфраструктуры. Формулировка по ГТС звучит странно -- будто авторы хотели специально подчеркнуть притязания Москвы на право собственности на украинские газопроводы, которые находятся в госсобственности, чтобы усилить негативный политический фон вокруг проекта соглашения.
С другой стороны, нельзя исключать, что речь идет о газораспределительных сетях, которые могут быть приобретены российскими структурами у того же Дмитрия Фирташа. Как известно, сейчас «Газпром» и украинский предприниматель находятся в завершающей стадии переговоров по разделу наследства швейцарского трейдера RosUkrEnergo и погашению взаимных обязательств. В документе отдельно оговорено, что неприкосновенность распространяется не только на газ и активы, принадлежащие «Газпрому», но и на собственность, переданную российским концерном третьим сторонам.
Кроме того, в ст. 7 содержатся обидные для Киева положения о необходимости добровольно отказаться от судебного суверенитета по спорным ситуациям, возникшим рамках выполнения данного соглашения. То есть иск не может быть подан в украинский суд. Конфликтные ситуации должны разрешаться международным судом по регламенту ЮНИСТРАЛ, а заседания проходить в Москве и на русском языке.
Украинский вариант межправительственного соглашения, напротив, предусматривает возможность пересмотреть условия контракта. Именно для этих целей Киев и продвигал тему подписания документа по газу на уровне глав правительств.
Алексей ГРИВАЧ