Инициатива о продлении срока президентских и депутатских полномочий стала главной новостью
первого послания Дмитрия Медведева Федеральному Собранию, с которым нынешний глава государства выступил в ноябре прошлого года. Завтра г-н Медведев произнесет свое второе послание. По всем признакам, новых идей о правке Конституции не будет. Но президент, похоже, все-таки готов расшатать основы -- пусть не государственного устройства, но строившейся в последние годы модели государственного капитализма. Не исключено, впрочем, что это приведет к укреплению финансовой дисциплины и придаст чуть больше стройности почти неограниченному участию государства в экономике -- по крайней мере такова цель.
Дмитрий Медведев должен решить судьбу госкорпораций -- об этом он заявил во время вчерашней встречи с генеральным прокурором Юрием Чайкой и начальником контрольного управления президента Константином Чуйченко. Оба ведомства по поручению президента проверяли целесообразность и эффективность работы госкорпораций, созданных в конце второго президентского срока Владимира Путина и из-за пробелов в законодательстве, по сути, уводящих крупную госсобственность из-под контроля государства. При этом сами госкорпорации живут на бюджетные деньги, которые к тому же по собственному усмотрению размещают в финансовые инструменты.
К 1 марта 2010 года правительству во главе с тем же Владимиром Путиным поручено разработать предложения по возможному акционированию части госкорпораций и усилению госконтроля за работой остальных. Менеджеров госкорпораций могут приравнять к чиновникам для ограничения их легальных коммерческих возможностей.
"Я давал поручение провести проверку госкорпораций. Это для нас новая форма работы. Есть целый ряд вопросов, поэтому я поручал Генеральной прокуратуре и контрольному управлению президента проверить, в каком состоянии статус этих новых структур, насколько эффективно они работают, какие есть проблемы в их деятельности, чтобы прийти к окончательному мнению, о том, что делать дальше с этой организационно-правовой формой. Я прошу доложить, что было сделано", -- сказал Дмитрий Медведев. "Деятельность госкорпораций в основном отвечает установленным законом целям, -- начал издалека генеральный прокурор. -- Вместе с тем проверкой установлены факты невыполнения возложенных законом на государственные корпорации функций, задач, несоответствия деятельности корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании, нецелевого и неэффективного использования государственными корпорациями имущества и финансовых средств, переданных им государством. Выявлены нарушения законодательства при реализации государственными корпорациями функций, предусмотренных федеральными законами об их создании".
Приведя примеры неэффективного или нецелевого использования выделенных государством денег, Юрий Чайка плавно подвел разговор к главной теме, из-за которой и затевалась проверка, -- мягко говоря, слабой законодательной базе, на основании которой существуют госкорпорации: "Из-за отсутствия в законодательстве о госкорпорациях ограничений для их служащих механизма урегулирования конфликта интересов допускаются факты принятия решений в интересах служащих корпораций либо аффилированных с ними структур". По словам генпрокурора, "на государственные корпорации не распространяется требование законодательства о государственных закупках товаров, работ и услуг, что приводит к непрозрачности размещения заказов и способствует злоупотреблению в сфере проведения торгов. Это создает условия для использования избирательного подхода при выборе поставщиков, усиливает коррупционные риски и как следствие влечет неэффективное расходование выделенных бюджетных средств».
Г-н Чайка в присутствии прессы проинформировал президента не только о системных проблемах госкорпораций, но и о конкретных нарушениях. По его словам, уже возбуждены 22 уголовных дела «в связи с неправомерным отчуждением имущества, прежде всего в пользовании подведомственных госкорпорации «Ростехнологии» предприятий». Генпрокурор пояснил, что дела в основном касаются фактов злоупотребления полномочиями и преднамеренного банкротства предприятий.
Но есть и другие операции, которые тоже вызывают вопросы у г-на Чайки и которые, очевидно, происходят именно из туманной природы госкорпораций. Речь идет о том, что государственные корпорации размещают в частных структурах заказы на работы, которые, по оценке прокуратуры, могли и должны были бы выполнять сами -- что называется, за зарплату. «При наличии в штате госкорпораций высококвалифицированных специалистов оплачиваются значительные расходы сторонних организаций и физических лиц по выполнению услуг, входящих в обязанности самих корпораций», -- сообщил г-н Чайка. Он сказал, что такие факты были обнаружены в деятельности «Роснанотеха», «Ростехнологий» и АСВ. Но конкретный случай описал лишь с участием корпорации Анатолия Чубайса. «В частности, «Тройке Диалогу» «Роснанотех» оплатила 130 млн руб. за выполнение работ, которые должны выполнять сами, собственные структуры», -- рассказал генеральный прокурор. О перспективах возбуждения дел по этой категории операций он умолчал.
Если Юрий Чайка отвечал на вопрос "кто виноват?", Константин Чуйченко попытался рассказать "что делать". Корпорации, работающие в конкурентной среде, в частности крупнейшая из них -- «Ростехнологии», могут быть трансформированы в акционерные общества. "Там, где нет конкуренции, правительство должно определить временной период их деятельности, который должен определяться задачей, стоящей перед конкретной государственной корпорацией", -- сказал г-н Чуйченко. "Мы предлагаем поручить правительству подготовить изменения в действующее законодательство, которые будут направлены на обеспечение прозрачности, а также на обеспечение полноценного контроля со стороны государства за их деятельностью", -- добавил он. Кроме того, он предложил определить правовой статус работников госкорпораций, распространив на них определенные ограничения, с которыми сталкиваются государственные служащие.
Президент попросил уточнить: "Кто они все-таки, по вашему мнению, должны быть? Это работники, близкие по статусу к работникам коммерческих организаций или государственным служащим?" "Поскольку мы говорим о том, что менеджеры госкорпорации, которые работают вне конкуренции, выполняют государственную задачу, мы полагаем, что все-таки их статус должен быть приближен к статусу государственных служащих", -- ответил глава контрольного управления президента.
"Степень прозрачности (госкорпораций. --
Ред.) меньше, чем в акционерных обществах?" -- поинтересовался президент. "Да, значительно", -- подтвердил г-н Чуйченко. "По сути своей сделки, которые совершаются, -- это обычные коммерческие сделки, которые осуществляются при ведении предпринимательской деятельности", -- констатировал г-н Медведев. "Да, абсолютно верно", -- сказал г-н Чуйченко, добавив, что предлагает "поручить правительству подготовить положение о представителях государства в наблюдательных советах госкорпораций", которые будут наблюдать за порядком в их деятельности, а также за отчетностью перед государством.
"На наш взгляд, необходимо обеспечить подконтрольность деятельности остающихся госкорпораций прежде всего Счетной палате, а также иным контрольно-надзорным органам. Мы исходим из того, что срок, необходимый для выполнения этого поручения, -- это 1 марта 2010 года. Он, по нашему мнению, является необходимым и достаточным", -- доложил он.
Дмитрий Медведев назвал озвученные начальником контрольного управления президента предложения "вполне разумными". "Я, естественно, еще раз их изучу. Что же касается общего отношения к тому, как нам развивать правовой институт (госкорпораций. --
Ред.), то я определюсь и сформулирую окончательное видение в ходе обращения президента к Федеральному Собранию", -- подытожил глава государства.