|
|
N°106, 19 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еще два душегуба
В деле об убийствах эмигрантов -- новые обвиняемые
В конце минувшей недели стало известно, что по делу о похищении и зверском убийстве пяти жителей Лос-Анджелеса арестованы еще двое выходцев из бывшего СССР -- 26-летняя Наталья Соловьева и 32-летний Алексеюс Марковскис. Их обвиняют в преступном сговоре с арестованными раньше 37-летним Юрием Михелем, 35-летним Юриусом Кадамовасом и 29-летним Петро Крыловым, которым грозит смертная казнь.
Их сообщник, 42-летний Айнар Альтманис, избежал высшей меры, с самого начала сотрудничая со следствием. Именно от него власти узнали, где искать трупы похищенных в конце прошлого -- начале этого года бухгалтера Риты Пеклер, 39 лет, 37-летнего банкира Георгия Сафиева, 29-летнего кинематографиста Ника Харабадзе и 35-летнего бизнесмена Александра Уманского: их утопили в глубоком водохранилище Нью-Мелонес в горах Сьерра-Невада.
Труп 58-летнего лос-анджелесского бизнесмена Меера Маскатела, которого преступники похитили еще в октябре и бросили в то же водохранилище, искать не пришлось: он всплыл сам. Среди убитых он был единственным американцем. В подавляющем большинстве случаев эмигранты убивают других эмигрантов, а не туземцев.
В начале июня Альтманиса привели под конвоем в суд, где он официально признал себя виновным. Федеральная прокуратура взамен обещала не просить для него высшей меры. Насколько известно, Соловьева тоже давно дает показания.
Суда по этому делу также ждут в Лос-Анджелесе 34-летний Андрей Агеев и 41-летний Андрей Ляпин, через которых в Объединенные Арабские Эмираты переводился выкуп за Уманского. В январе власти ОАЭ выдали их в США. Обоим грозит до 10 лет тюрьмы. Получивший от них деньги барнаулец Александр Афонин является единственным обвиняемым по этому делу, находящимся в бегах.
Из документов прокуратуры выясняются все новые подробности этого страшного дела, равных которому не было еще в анналах «русской» преступности в Америке. Серия похищений и убийств началась осенью прошлого года, когда Альтманис, по его словам, согласился помочь Михелю и Кадамовасу взять заложником Меера Маскатела, владельца строительной компании. В последний раз его видели 11 октября, когда он сказал жене, что уезжает на деловую встречу. Трое эмигрантов заманили Маскатела в принадлежащий Михелю особняк в Энсино. На следующий день похитители заставили Маскатела попытаться снять деньги с его банковского счета, но в банке вышла какая-то накладка, а потом его встревоженные родственники заморозили счета.
Альтманис показал, что вечером подъехал к дому Михеля и увидел рядом с его микроавтобусом Маскатела, которому на голову был натянут пластиковый пакет. Жертва тем не менее была еще жива и продолжала трепыхаться. Тогда Михель нашел мешок побольше, натянул его на голову Маскатела и зажал ему пальцами нос. После этого Михель с Кадамовасом погрузили труп в микроавтобус и скрылись в ночи. Тело всплыло через неделю после исчезновения бизнесмена, но опознали его лишь в марте, когда из того же водоема одного за другим вытащили трупы остальных.
Еще летом Кадамовас начал собирать данные о другой потенциальной жертве -- Георгии Сафиеве, который незадолго до этого перебрался из Москвы в Лос-Анджелес с семьей и открыл там продюсерскую фирму Matador Media вместе с молодым Харабадзе -- сыном грузинских актеров Русико Кикнадзе и Гоги Харабадзе («Листопад»). Партнеры собирались снимать новый вариант «Человека-амфибии».
Кадамовас и Михель несколько месяцев следили за обоими. Сначала бандиты попробовали заманить Сафиева в ловушку, похитив в декабре его бухгалтера Пеклер и заставив ее позвонить намеченной жертве и вызвать на деловую встречу. Но Сафиев в это день улетал в Москву и не смог встретиться с Пеклер, после чего ее задушили и бросили с моста в то же водохранилище. После этого Кадамовас и Михель временно отвлеклись от Сафиева и решили похитить Уманского: работавший у него ранее Крылов сообщил им, что принадлежавшая Уманскому фирма по установке стереосистем и видеоаппаратуры на дорогие машины приносит приличный доход. Михель выдал себя за потенциального клиента и завлек Уманского в дом Кадамоваса, расположенный в Шерман-Оукс.
Альтманис и Кадамовас заставили Уманского позвонить брату и попросить выслать выкуп в нью-йоркский банк, откуда деньги немедленно были перечислены в ОАЭ. После того как родные выслали 89 598 долларов, Михель, Кадамовас и Альтманис задушили Уманского. Сбросив его тело туда же, где раньше были утоплены трупы Маскатела и Пеклер, Михель поручил не установленному пока лицу позвонить родным Уманского и потребовать еще денег. В отчаянии они согласились. Впоследствии часть выкупа была переведена обратно в США на счет принадлежащего Михелю и Кадамовасу дорогого магазина аквариумов Designer Water World, находящегося в Энсино.
20 января Соловьева, любовница Кадамоваса, заманила Харабадзе в магазин аквариумов, где его принудили вызвать по телефону Сафиева. Тот приехал один. Похищенных держали в доме Кадамоваса. Марковскиса обвиняют в том, что он помогал их охранять и потом убирал место преступления. Сафиева заставили позвонить в Лондон своему сотруднику и попросить его перевести 969 тыс. долл. с сингапурского счета в Майами. Харабадзе и Сафиев были убиты 25 января. Через шесть дней убийцы позвонили тому же сотруднику Сафиева и потребовали выкуп в 4 млн долларов.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк