|
|
N°105, 18 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эра развязанных рук
Ширак победил всех
Уже после первого тура выборов в Национальное собрание Франции было ясно, что правые и центристы завоюют большинство депутатских мандатов. И результаты второго тура только подтвердили это. Впервые за последние 30 лет лишь одно политическое формирование будет держать в своих руках ключи от французской Думы. Согласно последнему раскладу сил (он, кстати, станет еще неоднократно уточняться министерством внутренних дел), у Объединения в поддержку президентского большинства (UMP) будет 375 депутатских мест из 577, а у его союзников-центристов -- 27. Подавляющее большинство! Тогда как у социалистов, вынужденных перейти в оппозицию, -- 157 и у экологистов только 3... У коммунистов, по первоначальным подсчетам, 21 мандат. Аккурат столько, чтобы иметь свою собственную депутатскую группу в нижней палате французского парламента. Как известно, от того, есть ли у партии своя фракция в ассамблее или нет, в значительной степени зависит финансирование политического формирования государством. Совершенно же вне игры оказался «Национальный фронт» -- ни одного места в Бурбонском дворце. Даже дочь Жан-Мари Ле Пена, белокурая Марин, имевшая первоначально некоторые проходные шансы, оказалась за бортом.
Отныне лагерь Жака Ширака, обладающий по инерции большинством и в сенате -- верхней палате парламента, -- контролирует весь механизм французской государственной власти. Как теперь президент сумеет распорядиться этим безоговорочным кредитом доверия избирателей? «Мы осознаем нашу ответственность и сделаем все, чтобы президентская предвыборная программа воплотилась в жизнь», -- заявил, выступая перед электоратом UMP, Жан-Пьер Раффарен сразу после обнародования первых итогов второго круга выборов.
Согласно логике французской конституции, назначенный временно -- между президентскими выборами и парламентскими -- премьер-министр Жан-Пьер Раффарен подал в отставку и, получив от президента тот же самый пост, срочно начал формировать новый кабинет. Конечно, подавляющее большинство действующих лиц в нем останется прежними. Как, впрочем, и основные министерские задачи. Если верить новейшим опросам общественного мнения, потомки галлов более всего озабочены своей каждодневной безопасностью. 52% опрошенных вынесли борьбу с рутинной преступностью в приоритетные задачи правительства. Далее следуют борьба с бедностью, с безработицей. Кроме того, Жак Ширак обещал понизить подоходные налоги -- сперва на 5%, а потом в течение пяти лет на целых 30.
«Напряженный и упорный матч», -- комментировали второй тур депутатских выборов парижские журналисты, никак не желающие расставаться с футбольной терминологией, несмотря на крах французской сборной на чемпионате мира. И в самом деле матч был «карьерный»: в этот вечер на политическом небосклоне Пятой республики триумфально восходили новые звезды и с треском заканчивались некогда славные парламентские судьбы. В сенсациях недостатка не было. Потерпели поражение такие тяжеловесы большой французской политики, как спикер-социалист -- теперь уже навсегда бывший -- Национального собрания Рэймон Форни, лидер экологистов Доминик Вуане, «пассионария» левых Мартин Обри, вечный кандидат на французское президентство Жан-Пьер Шевенман, бывший министр обороны в кабинете левых.
Прокатили на вороных избиратели и Робера Ю, первого номера коммунистов. И где? В парижском пригороде Аржантей, некогда входившем в так называемый красный пояс французской столицы. Вряд ли теперь обещанное обновление коммунистической партии будет свершаться при участии этого милейшего человека с внешностью расплавившегося на солнце пластикового садового гнома.
Парадокс в том, что Париж, всегда бывший оплотом правых сил со времен его мэра Жака Ширака, сегодня упорно противостоит распространению «синей» --таков цвет шираковского объединения -- волны. В большинстве округов столицы власть сохранили социалисты и их союзники «зеленые». Следующие выборы -- региональные, европейские и кантональные -- только в 2004 году. И еще один вопрос: кто станет президентом -- спикером -- Национального собрания? Наиболее вероятные кандидатуры -- это бывший министр внутренних дел Жан-Луи Дебре, один из сыновей верного голлиста премьер-министра Мишеля Дебре, и экс-премьер Эдуар Балладюр. Впрочем, кто станет третьим по значимости лицом в республике, решит лично президент. Он же, согласно неписаной французской традиции, рассудит, кого из своих соратников, советников и союзников отметить и наградить, посадив на «окормление» на тот или иной министерский пост. И пусть загнанная в угол «розово-зелено-красная» оппозиция только попробует недовольно пикнуть по этому поводу!
Но основная сенсация второго тура выборов -- это, безусловно, число воздержавшихся от голосования. 38,5% -- абсолютный рекорд! Такого Пятая республика еще не видела. Что явилось причиной такого равнодушия к политике потенциального электората? Усталость избирателей, которым за последние два месяца пришлось идти к урнам целых четыре раза? Или разочарованность сограждан в мудреных политических играх? А может, несогласие с действующей мажоритарно-пропорциональной схемой проведения выборов, когда вне игры оказались разом все «ультра» -- как правые, так и левые? Не исключаю и того, что виной такой избирательной фригидности отличная солнечная погода, стоявшая в этот уикенд. Вместо того чтобы послушно исполнять гражданский долг, потомки галлов и иже с ними дружно ринулись к морю и на лесные лужайки. Сохранится жара и в ближайшее время. В общем, теперь над всей Францией безоблачное небо.
Петр РОЗВАРИН, Париж