Время новостей
     N°105, 18 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.06.2002
Преступление -- выбор бедных, малообразованных и пьющих
Так получается, что наше представление о преступности очень однобокое. Мы знаем, что она растет, становится более жестокой и изобретательной. Газеты рассказывают леденящие душу истории о громких убийствах, о похищениях, истязаниях. Самые увлекательные из них происходят, естественно, в столице. Герой -- бизнесмен или политик, на худой конец, супрефект. Дорогая машина, охранник, «мотивы связаны со служебной деятельностью погибшего»... Убийцу не найдут.

Но львиная доля преступлений в России -- убогие, примитивные, маргинальные. Сюжет донельзя примитивен: познакомились у ларька, выпили, повздорили. Часто жертва своим невозможным поведением провоцирует убийцу: говорит ему нехорошие слова или «оскорбляет действием». Наказание таких не пугает -- чаще всего они о нем не думают. Потому что не думают вообще ни о чем. «Известно, -- пишет виктимолог Давид Ривман, -- что убийцы не отличаются высоким образовательным уровнем. Это характерно и для их жертв: 64% потерпевших от убийства и 80,5% потерпевших от причинения тяжкого вреда здоровью не окончили средней школы. Люди малограмотные, с низким уровнем культуры чаще совершают преступления насильственного характера и чаще вызывают ответную реакцию, приводящую к причинению им вреда. Около 65% потерпевших от корыстных убийств были знакомы с преступником... К группе риска относятся торговцы алкоголем, проститутки и содержатели притонов. Значительная часть потерпевших -- 41% (убийство) и 51,9% (тяжкий вред здоровью) -- находились в состоянии опьянения. При этом 58,5% убитых пили вместе с преступником».Нервные люди

Уголовная статистика у нас в стране была засекречена до 1987 года. Да и сейчас она не очень доступна. Один известный ученый написал, что ежегодные статистические сборники, выпускаемые МВД, приходится «доставать». И это понятно: тираж у них что-то около 400 экземпляров.

Трудно сказать, почему милиционеры так экономят бумагу. Может быть, не хотят показывать населению, как скверно обстоят дела в обществе. Ученые оценивают количество убийств и самоубийств как показатель общественной напряженности, поскольку именно таким радикальным способом человек выплескивает агрессию -- вовне или на себя. В России и убивают, и кончают с собой чаще, чем где бы то ни было. Так, среднегодовой уровень убийств (из расчета на 100 тыс. жителей) в 1997--1999 годах в Австралии составил 1,9 человек, в Австрии -- 0,8, в Бельгии -- 1,7, в Испании -- 2,6, Польше -- 2, в Чехии -- 2,8, в США -- 6,3, в России -- 20,5 человек! По данным МВД, число убийств и покушений в 2001 году увеличилось почти на 6%, до 33 583 преступлений (142 из них были квалифицированы как наемные или заказные убийства). МВД сообщает: было раскрыто 26 254 убийства, или 78,2% общего числа (в 2000 году -- 75,9%).

Кстати, о раскрываемости. Не будем обольщаться: в европейских странах раскрывают в среднем 40--46% преступлений. В советские времена милиция якобы достигала невероятного результата -- 90--95%. Это была явная туфта. Только в 1992 году цифра снизилась до правдоподобного уровня -- 46,9%. Потом она начала расти -- до 75,6% в 2000-м. Этого, как пишет криминолог Яков Гилинский, можно достичь только за счет массового сокрытия от регистрации «неперспективных» для раскрытия преступлений.

Москвичей и питерцев мы можем поздравить: это относительно спокойные города. В 1999 г. уровень убийств на 100 тыс. жителей в среднем по стране составлял 21,1 человек, в Питере -- 19,2, в Москве -- 14,2. Но все равно это в несколько раз больше, чем в любой европейской стране, включая наших бывших соседей по СССР.Бедные люди

Более 60% убийств совершают «лица без постоянного источника дохода». Вот маленький пример. Республика Татарстан, Зеленодольский район. По данным МВД республики, 47% всех преступников в районе -- безработные и эти самые «лица». В 2000 году на них пришлось 87% убийств, 60% грабежей и 86% изнасилований.

По оценке Московского центра Карнеги, лишь около 20% российских домохозяйств можно отнести к тому слою, за которым закрепилось название среднего класса. Доля этого слоя в последние 5 лет не растет. Получается, прочие 80% населения -- это люди с чрезвычайно низкими доходами, низким уровнем образования, отсутствием доступа к социальным благам и, должно быть, с пониманием безнадежности этой ситуации. То есть абсолютное большинство населения России находится в зоне риска.

Пьянство давно уже из национального порока превратилось в национальную трагедию. 71--78% убийств, 70--78% изнасилований совершается пьяными. Кстати, наркоманы и токсикоманы гораздо безопаснее пьяниц: они совершают в сумме лишь около 0,4% общего количества преступлений.

Люди бедные, малообразованные, пьющие не только совершают преступления, но и попадаются чаще, чем благополучные граждане. В США, например, больше всего осужденных среди черных: группа, составляющая лишь 13% американского населения, дает почти половину всех американских заключенных. Криминологи признают, что черные имеют гораздо больше шансов быть осужденными, чем белые. И именно среди черных куда больше людей с непропорционально низкими доходами. Организации социального обеспечения не могут помочь молодым афроамериканцам занять достойное место в жизни. Они ищут его сами. И находят самый простой путь к нему -- криминальный.Заключенные люди

Преступность растет по всему миру. Растет и количество заключенных. Но прямой зависимости между тем, сколько человек сидит в тюрьмах, и тем, насколько безопасно гулять по улицам, нет.

Вот статистика. Количество заключенных на 100 тыс. населения, если говорить о Европе, самое низкое в Исландии (40 человек). В прочих государствах Западной Европы оно колеблется от 54 человек в Финляндии до 145 в Португалии. В Восточной Европе свой счет: от 40 в Словении, через 260 в Молдавии, 410 в Латвии и 505 в Белоруссии к абсолютному лидеру, каковым, ясное дело, является Россия. 685 человек из каждых 100 тыс. наших соотечественников сидят в тюрьме. В этом смысле с Россией могут сравниться только США: там за решеткой 709 человек из каждых 100 тыс. (цифры приведены в работе норвежского профессора-криминолога Нильса Кристи «Борьба с преступностью как индустрия»). В США, казалось бы, посадили всех, кого только можно, а убийства случаются там в 6 раз чаще, чем в Англии, и в 10 раз чаще, чем в Скандинавии. И это при том, что в большинстве стран (Россия и здесь исключение) уменьшается количество преступлений против личности.

Общественная мысль в России -- если она вообще есть -- приветствует жесткость по отношению к преступнику. Иными словами, общество не лечит, а мстит. А это иногда приятно, но не всегда действенно. Так говорят западные ученые. Эффективность тюрьмы понижается с увеличением количества «ходок». Самые опасные преступники, рецидивисты, «сидеть» вообще не боятся.

Человека, оступившегося впервые и по мелочи, зачастую можно привести в чувство менее радикальными методами. А кого-то просто нет смысла держать в тюрьме. Это глупо, жестоко, психологически безграмотно и попросту ничем не объяснимо. По данным общественной организации «Международная тюремная реформа», более 70% заключенных были лишены свободы за незначительные имущественные преступления из-за голода и бытовой неустроенности.

Советник президента по вопросам помилования писатель Анатолий Приставкин сказал недавно в одном интервью: «Самое распространенное обвинение звучит примерно так: сегодня украл курицу, а завтра -- петуха. Я не шучу, ведь примерно на таком уровне и идут кражи в народе, а затем суды над ворами. «За курицу», то есть за первое преступление, положено условное наказание -- своего рода предупредительная мера. Но повторное правонарушение, согласно новому Уголовному кодексу, приравнивается уже к тяжкому и даже к особо тяжкому преступлению. Вот несколько иллюстраций. Слугина Т.А., 1952 г. рождения, мать троих детей, безработная, дважды судима за кражу кур -- а всего она украла 6 кур на сумму 130 рублей, -- была приговорена к 5 годам лишения свободы, отбыла уже 3,5 года. Так вот, ее прошение о помиловании отклонено на том основании, что это второе и, стало быть, уже «тяжкое» преступление. Вдова Кибальченко, мать четырех детей, осуждена была на 4 года за то, что вместе с соучастниками похитила из чужого сарая консервы домашнего приготовления на 343 рубля. Тут при желании можно усмотреть и взлом чужой собственности, и групповое преступление».

Известно, в какие условия попадают и какую школу проходят люди в российских зонах. И какими они выходят оттуда. По оценке «Международной тюремной реформы», каждый четвертый взрослый мужчина в России -- бывший заключенный.

По сравнению с 2000-м в 2001 г. количество убийств выросло на 5,5%, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью -- на 12%, похищений человека -- на 9,8%, изнасилований -- на 3,7%. Темпы прироста тяжких и особо тяжких преступлений (+2,0%) превысили темпы прироста общей преступности. Их количество составило 1 769,6 тыс. преступлений, а удельный вес в числе зарегистрированных преступлений увеличился с 58,8% в 2000 г. до 59,6% в 2001-м.

В 2001 г. раскрыто 2 068,3 тыс. преступлений (-5,3%). Не раскрыто 884,4 тыс. преступлений, что на 25,2% больше, чем в 2000 г. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 87,1% (в 2000-м -- 90,4%).

Среди выявленных преступников (1 644,2 тыс. чел) удельный вес лиц без постоянного источника дохода вырос с 54,8% в 2000 г. до 55,1% в 2001 г.

Данные МВД РФ

Анастасия НАРЫШКИНА