Время новостей
     N°203, 03 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.11.2009
Приплыли
Сухогруз Arctic Sea бросил якорь на Мальте
Завершилась многомесячная эпопея сухогруза Arctic Sea, который после освобождения из пиратского плена больше двух месяцев бороздил воды Атлантики и Средиземного моря, не имея возможности пристать к берегу. Причиной служили юридические и технические проблемы, вызванные историей с его захватом. Иностранные власти затруднялись с его «идентификацией», поскольку судно после освобождения находилось под контролем российских военных, и не пускали в свои порты, а для улаживания всех формальностей надо было зайти в порт. В итоге согласие принять сухогруз дали власти Мальты. Охранявшие Arctic Sea российские военные передали корабль владельцу, и в четверг вечером он бросил якорь в столице страны Валетте, которая является портом приписки сухогруза. Четверо российских моряков, находившиеся на Arctic Sea с июля и удерживавшиеся на нем сначала пиратами, а потом российскими законами, наконец покинули сухогруз и вчера вернулись в родной Архангельск.

Сухогруз Arctic Sea принадлежит финской компании Solchart, но через дочернюю фирму зарегистрирован на Мальте. Под управлением 15 российских моряков 22 июля с грузом леса он вышел из финского порта Пиетарсаари и 4 августа должен был прийти в алжирский порт Беджайя. Однако по пути связь с судном пропала. В результате международной поисковой операции Arctic Sea был обнаружен у западных берегов Африки и 17 августа освобожден сторожевым кораблем российского ВМФ «Ладный» южнее Кабо-Верде. Выяснилось, что через два дня после выхода в рейс у берегов Швеции к сухогрузу причалила надувная лодка, с которой на борт поднялись восемь человек с оружием. Они захватили судно и направили его в сторону экватора, потребовав от владельца и страховой компании выкуп в 1,5 млн долларов.

В конце августа захватчики и 11 членов экипажа были доставлены в Москву, а капитана и трех членов команды оставили на судне для «поддержания жизнедеятельности». После ареста судна Басманным судом Москвы представители СКП в сентябре обыскали стоявший в открытом море корабль и официально заявили, что на нем нет тайных или запрещенных грузов, о вероятном наличии которых много писали мировые СМИ.

Несмотря на завершение следственных действий, передать Arctic Sea владельцу оказалось непросто. Сначала власти Испании отказались принимать сухогруз в порту Лас-Пальмас. Их смутил неопределенный юридический статус судна, на котором находились российские военные. Кроме того, остался неурегулированным финансовый вопрос, связанный с приемом корабля. После этого Arctic Sea вместе с кораблями ВМФ направился в Средиземное море, где судно попытались передать судовладельцу в первоначальном порту назначения Беджайе. Но и там договориться с принимающей стороной не удалось -- власти Алжира отказались принять сухогруз по тем же причинам. В конце сентября судно отбуксировали на якорную стоянку в районе Гибралтара, где в ожидании решения о дальнейшей судьбе он простоял почти месяц. После длительных переговоров принять сухогруз на определенных условиях согласилась Мальта. Российская сторона согласилась на их выполнение, и тогда судно в конце октября направилось к острову.

Как сообщили морские власти Мальты, сухогруз вместе с «Ладным» и двумя судами сопровождения подошел к острову еще вечером 28 октября, бросив якорь за пределами территориальных вод в 14 милях от берега. На следующее утро, в четверг, на судно поднялись инспекторы гражданской обороны Мальты, которые убедились, что на судне нет опасных грузов, а сам корабль не несет радиоактивной угрозы. Чуть позже к инспекторам присоединились представители морского ведомства Мальты, оценившие техническое состояние судна, а также полицейские, проверившие Arctic Sea на предмет наличия «свидетельств преступной деятельности».

По сообщению властей Мальты, в 13.30 по местному времени представитель финской компании Solchart официально принял судно от капитана сторожевика «Ладный», после чего российские военные покинули корабль. Спустя еще час мальтийский буксир повел сухогруз, имеющий неполадки с рулевым управлением, в порт Валетты, куда он был доставлен к вечеру. Капитан Arctic Sea Сергей Зарецкий и три члена экипажа все это время оставались на борту -- сойти на берег они смогли только в пятницу, после того как передали корабль сменному экипажу, прибывшему из Архангельска в четверг поздно вечером.

На пресс-конференции представители морского ведомства Мальты отметили хорошее взаимодействие с российской стороной. Также на встрече с журналистами было заявлено, что на Arctic Sea находится лишь груз древесины и оно рассматривается как обычное коммерческое судно. Ранее власти Испании и Алжира «идентифицировали» сухогруз как «плавающий объект, находящийся под контролем иностранных ВМФ».

Из-за пиратов российские моряки лишились документов, но посольство РФ на Мальте за несколько дней сумело их восстановить. В понедельник утром четверо россиян транзитом через Москву вылетели в родной Архангельск.

В ближайшее время, по словам представителя судовладельца, сухогрузу предстоит серьезный ремонт. В результате пиратского захвата на нем было повреждено рулевое управление, а также уничтожены навигационное оборудование и средства связи. По оценкам компании, ремонт сухогруза займет примерно неделю. После этого, по всей видимости, корабль доставит наконец находящиеся на его борту пиломатериалы грузополучателю в Алжир.

В штабе Черноморского флота России в Севастополе вчера сообщили, что ожидают прибытия «Ладного», а также танкера «Иман» и спасательного судна «Алтай», которые последнее время сопровождали Arctic Sea, примерно через две недели.

Анатолий КАРАВАЕВ