|
|
N°105, 18 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Расходиться не хочется
Лойя джирга никак не закончит свою работу
Всеафганская ассамблея, лойя джирга, которая к воскресенью должна была решить вопросы государственного устройства страны на последующие полтора года, вчера вынуждена была продолжить работу. За неделю делегаты так и не договорились о составе переходного правительства и однопалатного парламента. Единственным достижением стало избрание в прошлый четверг главой государства Хамида Карзая, который через национальное информагентство Bajtar обратился к собравшимся с призывом уладить разногласия хотя бы к сегодняшнему вечеру.
Страсти особо накалились после того, как председатель ассамблеи Исмаил Касим Йар предложил «на выбор» два принципа формирования парламента -- по два депутата от каждой из 32 провинций страны либо по одному от каждых 10 делегатов джирги. Важнейшая инициатива прозвучала на дари (диалекте персидского языка), родном для таджиков, разговорном для узбеков и некоторых других народностей страны, но не для пуштунов. После заявления Йара представители пуштунских племен с изумлением увидели, как сотни северян устремились к микрофонам и стали что-то с жаром отстаивать. Отстаивали они собственное право стать депутатами парламента, членами кабинета или просто жаловались на судьбу.
Когда до пуштунов довели смысл происходящего, в колоссальном шатре, вмещающем почти 1600 делегатов, начался настоящий хаос со взаимными обвинениями и угрозами. По сообщению Europa Press, альтернатива Йара вызвала раскол и среди делегатов-пуштунов, опасающихся, что любой из предложенных принципов лишит их части власти, которая, как они не без основания считают, и без того узурпирована таджиками и узбеками Северного альянса (СА). В последние полгода (после Боннских договоренностей) они занимали ключевые посты во временной администрации и не собираются с ними расставаться в переходном правительстве.
Перепалка завершилась тем, что около тысячи делегатов покинули заседание в знак протеста против «тактики проволочек» при создании высших органов исполнительной и законодательной власти. Особо возмутила ушедших информация о том, что моджахеды Бурхануддина Раббани угрозами заставили некоторых делегатов джирги вписать себя в список сторонников экс-президента, ныне метящего в председатели парламента. По мнению пуштунов -- организаторов временного бойкота ассамблеи, дело «могло и может дойти до рукопашной».
Урегулирование проблемы участники джирги, пуштуны и их оппоненты из СА, связывали с приездом на совещание президента Карзая. Глава государства прибыл на ассамблею вечером и быстро подтвердил свои таланты политического лидера. В деликатной форме он разъяснил, что формирование правительства, включая назначение министров обороны, внутренних дел, финансов, иностранных дел (постов, занимаемых сейчас таджиками), а также вице-президента, является его личной прерогативой. Все вопросы, связанные с парламентом, Карзай предложил решать «комиссии, назначенной комитетом, избранным из числа делегатов лойи джирги», -- иными словами, отложить «на потом».
Алексей СЛОБОДИН