|
|
N°203, 03 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По заказу Ходорковского
Минфин представил проект закона о трансфертном ценообразовании
Министерство финансов завершило процедуру согласования и разместило на своем сайте проект закона о трансфертном ценообразовании. Законопроект, с одной стороны, четко регламентирует порядок выявления налоговиками сделок нерыночного характера между взаимозависимыми лицами, а с другой -- увеличивает штрафы за подобные сделки. Одновременно предпринимателям предоставляется возможность заключать с налоговиками предварительные соглашения о ценообразовании, которые позволят компаниям избежать в дальнейшем претензий в оптимизации налогов. Руководство Минфина надеется, что Госдума уже в этом году примет законопроект в первом чтении, чтобы весной следующего новый порядок приобрел силу закона. Действовать он начнет скорее всего с 1 января 2011 года.
Проблема выявления заключенных исключительно для оптимизации налогообложения сделок между разными юридическими лицами, принадлежащими одним и тем же собственникам, стала особенно актуальной после возбуждения первого уголовного дела против руководства нефтяной компании ЮКОС. Именно использование трансфертных цен в целях уклонения от уплаты налогов стало основным пунктом обвинения бывших руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Это же вменяли в вину укрывшемуся в Лондоне бывшему владельцу «Русснефти» Михаилу Гуцериеву.
В августе 2008 года Владимир Путин обвинил металлургическую компанию «Мечел» в продаже собственному офшору в Швейцарии сырья по цене в четыре раза ниже, чем на внутреннем рынке. А в июле этого года Счетная палата опубликовала результаты своей проверки, в ходе которой выяснилось, что более 80% объема экспорта угля из России осуществляется через контрагентов в офшорах и уголь продается им по ценам на 30--54% ниже мировых.
В конце мая 2009 года импульс этой теме придал президент Дмитрий Медведев. В бюджетном послании на 2010--2012 годы он назвал использование схем уклонения от уплаты налогов угрозой для стабильности бюджета. Одной из главных мер противодействия этим схемам должны были стать поправки в Налоговый кодекс, касающиеся контроля за трансфертным ценообразованием. «При этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, гарантировать работоспособность нового механизма контроля», -- дал задание г-н Медведев.
В тот же день премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства заявил: «Нужно продолжить совершенствование налогового администрирования, ликвидировать уже известные схемы уклонения от налогов, которые, кстати, становятся все изощреннее в последнее время».
Глава правительства тогда обратил внимание, что в последнее время произошло снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на прибыль, сделаны послабления для малого бизнеса, что в сумме оставит экономике около 700 млрд руб. Но, по его словам, одно дело, когда государство ради поддержки бизнеса сознательно лишает казну доходов, и совершенно другое -- когда компании занимаются незаконной «самодеятельностью». Определить границы дозволенного и должен законопроект о трансфертном ценообразовании, подготовкой которого Минфин занимается с 2007 года.
Опубликованный проект поправок к Налоговому кодексу (НК) предполагает установление со стороны налоговиков контроля за сделками между взаимозависимыми лицами, перечень которых существенно расширен и оставлен открытым. Минимальная сумма контролируемых сделок, о которых необходимо сообщать налоговым органам, в первый год действия закона составит 100 млн руб., а к 2016 году сократится до 10 млн руб. Федеральная налоговая служба (ФНС) намерена разобраться и со сделками, в которых взаимозависимые лица заключают контракты не напрямую, а с участием третьих лиц или с использованием цепочки сделок, если оборот этих сделок за год превысит 1 млрд руб. Кроме того, ФНС будет контролировать внешнеторговые сделки даже меньшего объема, если предметом купли-продажи будут товары биржевой торговли (нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, драгоценные камни) или если одна из сторон является плательщиком единого сельхозналога или единого налога на вмененный доход. Также пристальное внимание будет уделяться сделкам, в которых одна из сторон зарегистрирована в иностранном государстве, где действует льготный режим налогообложения или откуда не предоставляется информация нашим налоговым органам.
Одновременно законопроект вводит понятие консолидированной группы налогоплательщиков, в рамках которой предприниматели смогут суммировать прибыль и убытки и вести общую налоговую отчетность. В настоящее время даже в рамках одной группы каждая дочерняя компания должна самостоятельно отчитываться по налогам. Сделки внутри консолидированной группы контролироваться не будут. Именно такой способ борьбы с использованием трансфертных цен для ухода от налогов предлагал в августе прошлого года в своем интервью Newsweek бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский.
Если взаимозависимые лица в рамках контролируемых сделок используют цены, которые существенно отличаются от рыночных, и такое отклонение привело к занижению суммы налоговых обязательств, налоговые органы будут доначислять налоги и подвергать виновных штрафу в размере 40% от суммы недоимки, но не менее 30 тыс. руб. Для облегчения налоговикам работы по установлению рыночной цены в НК вводятся понятия идентичных и однородных товаров или услуг. Их стоимость будет использоваться для определения правомерности цены в контролируемых сделках. Статью 40 НК, устанавливающую принципы определения цены товаров, работ или услуг для налогообложения, предлагается удалить, а вместо нее добавить в кодекс целый раздел, посвященный всем аспектам трансфертного ценообразования.
Чтобы избежать обвинений в уклонении от уплаты налогов, компании получат возможность заключать с налоговыми органами предварительные соглашения о ценообразовании. Таким образом, налоговики заранее подтвердят правомерность будущей сделки. Госпошлина за рассмотрение заявки составит 1,5 млн руб. Такой же штраф придется заплатить за нарушение условий предварительного соглашения.
Давно ожидаемым бизнесом называет проект закона партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. «Власть получит инструмент, с помощью которого она сможет оценивать законность сделок. С другой стороны, и у бизнеса появится понимание критериев для оценки рисков при трансфертном ценообразовании». Но одновременно он уверен, что закон возложит на бизнес дополнительное бремя. «Предпринимателям для работы в рамках этого закона неизбежно придется привлекать внешних или внутренних консультантов. Это может повлечь пересмотр принятых логистических схем и структур сделок. Если не получится перенести нагрузку с одного элемента цепочки на другую, то вырастет и общая налоговая нагрузка, и конечная стоимость товара или услуги», -- полагает г-н Зеленин.
Поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие новый порядок контроля над трансфертным ценообразованием, приближают российское законодательство к существующей международной практике в этой области, уверен директор компании «Эрнст энд Янг», руководитель группы услуг в области трансфертного ценообразования и эффективного налогового структурирования поставок в СНГ Хенрик Хансен. «Налоговые органы получают более эффективное законодательство, которое позволит им выявлять различные схемы по незаконному сокрытию доходов, подлежащих налогообложению», -- полагает г-н Хансен.
Он тоже обращает внимание на то, что даже на добросовестных налогоплательщиков будет возложена дополнительная нагрузка в части подготовки требуемой информации о контролируемых сделках. К тому же, по мнению Хенрика Хансена, и после принятия поправок «для налогоплательщика останется фактор неопределенности относительно того, каким образом новые нормы законодательства будут интерпретированы налоговыми органами и судами на практике. Как и во многих других странах, пройдет определенное время, пока сформируется обычная практика по тому или иному вопросу».
Минимизировать эти проблемы, по мнению г-на Хансена, поможет несуществовавшая до сих пор, но предусмотренная новыми поправками возможность заключения предварительного соглашения о ценообразовании. Правда, Андрей Зеленин из Lidings опасается, как бы эта дополнительная статья доходов для налоговиков не оказалась слишком маленькой. «Налоговикам для подтверждения законности сделки придется разбираться с кипой документов. У нас обычная практика, когда происходит 5--10 смен поставщиков», -- напоминает юрист.
Ведущий юрисконсульт «ФБК-Право» Владимир Аносов прежде всего обращает внимание на увеличение штрафных санкций в рамках пользующейся в последнее время особой популярностью у налоговых органов статьи 40 НК, на смену которой придет новый раздел. Налоговый орган получит возможность накладывать штраф в размере 40% от суммы недоимки, тогда как сейчас он составляет 20%. Владимир Аносов уверен, что штраф по данной статье вообще неправомерен. «Если стороны, пусть они даже будут взаимозависимы, заключают сделку по товарам, которые не торгуются на биржевом рынке или о цене которых не имеется открытой информации, то они заведомо не могут установить рыночную цену и исходя из нее определить свои налоговые обязательства, -- объясняет г-н Аносов. -- По многим сделкам цена является закрытой, представляет собой коммерческую тайну. В такой ситуации рыночную цену может рассчитать только налоговый орган. Но нельзя привлекать налогоплательщика к ответственности, если он сам не может определить рыночные цены».
По данным эксперта, этой же позиции придерживается складывающаяся по 40-й статье судебная практика. И еще на один момент обращает внимание налоговый юрист. Проект предусматривает в качестве основания для контроля за сделками ситуацию, когда одним из контрагентов выступает компания в офшоре. «Стороны таких сделок могут быть совершенно независимы друг от друга и не иметь цели уйти от налогообложения. В этом случае налогоплательщик может оказаться привлеченным к ответственности без вины», -- опасается Владимир Аносов.
Андрей СУСАРОВ