Время новостей
     N°202, 02 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.11.2009
"Европротокол" для всех
Вступил в силу упрощенный порядок возмещения ущерба по ОСАГО
Сразу два важных нововведения в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) вступили вчера в силу. По решению Российского союза автостраховщиков (РСА) с 1 ноября все автомобилисты, попавшие в мелкие аварии, смогут прямо на месте самостоятельно, без вызова сотрудников ГИБДД составить схему происшествия. А потерпевший получит возможность обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию.

Поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности, разрешающие упрощенный порядок оформления ДТП и вводящие прямой порядок возмещения убытков, вступили в силу еще 1 марта. Но тогда страховщики поставили условие, по которому воспользоваться «упрощенкой» могли только те автомобилисты, которые оформили полис ОСАГО после 1 марта. За прошедшие месяцы страховые компании протестировали новый порядок и пришли к выводу, что упрощенная система оформления ДТП, или как ее еще называют «европротокол», не разорит страховые компании. Поэтому было решено распространить его на всех автовладельцев. «Я думаю, что если сейчас все начнут пользоваться прямым урегулированием, то ничего страшного не произойдет. Система способна работать хорошо», -- уверен член президиума РСА Сергей Саркисов.

Не дожидаться приезда сотрудников ГИБДД и самостоятельно заполнить бланк со схемой происшествия можно, если в аварии получили повреждения только два автомобиля, среди людей пострадавших нет, оба участника аварии имеют действующие полисы ОСАГО и согласны с общей версией произошедшего. Правда, максимальный размер ущерба, на возмещение которого может рассчитывать в этом случае участник аварии, составляет 25 тыс. рублей.

Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков видит в этом одну из главных причин редкого обращения участников аварии к упрощенному порядку оформления ДТП. «На глаз бывает сложно определить размер ущерба, тем более если человек не слишком хорошо разбирается в технике. Особенно тяжело женщинам», -- считает г-н Лысаков. И не только им. Инженер-строитель Виктор Егоров на Nissan Almera, считающемся бюджетным автомобилем, говорит, что вряд ли откажется от вызова ГИБДД даже при мелкой аварии. «Однажды моей страховой компании царапина в 10--15 см с небольшим углублением, потертости на бампере и небольшая металлическая вставка под задним фонарем обошлись в 1200 долл.», -- рассказал г-н Егоров. «В результате, соглашаясь на оформление ДТП по «европротоколу», рискуют обе стороны, -- предупреждает лидер «Свободы выбора» Вячеслав Лысаков. -- Если будут обнаружены скрытые повреждения на большую сумму, то пострадавший уже не сможет добиться от страховой компании возмещения этого ущерба. Но он имеет право подать иск в суд непосредственно на виновника аварии и потребовать возмещения ущерба в частном порядке из его кармана». Поэтому эксперт считает правильным, чтобы при составлении «европротокола» страховая компания высылала на место своего аварийного комиссара. В законе такого нет, но РСА могла бы своим внутренними решениями сделать такой порядок обязательным для членов союза. «Это была бы даже более гибкая система, чем государственная», -- уверен г-н Лысаков.

Глава «Свободы выбора» обращает внимание, что сумму в 25 тыс. руб. ежегодно процентов на десять съедает инфляция, и смысла прибегать к «европротоколу» с каждым годом будет все меньше. А это значит, что не оправдаются надежды самых ярых сторонников широкого использования «упрощенки» -- сотрудников Госавтоинспекции. Они надеялись, что работы у них заметно убавится, если не придется выезжать на место аварии даже по самым мелким происшествиям, да и заторов бы по этой причине стало бы меньше. Сейчас в Москве и области инспекторов приходится ждать по нескольку часов.

«Идея была хорошая. Выгодно для автомобилистов. Действительно упрощает оформление аварий», -- соглашается Вячеслав Лысаков. Но обращает внимание, что до сих пор нет алгоритма оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Не понятно, нужно ли рисовать схему, можно ли использовать фотографии, не утверждены соответствующие бланки. Крайне малы выплаты по ущербу здоровью -- порядка 3--4%. «Либо люди не обращаются, не веря, что получат возмещение, либо страховщики придираются к каждой бумажке, к каждой запятой», -- возмущается г-н Лысаков. По его мнению, «европротокол» в полную силу так и не заработал.

Другим новшеством, призванным облегчить судьбу автомобилистов, станет возможность обращаться за выплатами в свою страховую компанию, а не разыскивать страховщика виновника ДТП, как это было до сих пор. Страховщики пытались и это положение распространить только на тех, кто приобрел полис ОСАГО после 1 марта 2009 года. Категорическим противником подобной трактовки закона было Министерство финансов, которое отказывалось утверждать предлагаемые РСА варианты «Соглашения о прямом урегулировании в обязательном страховании автогражданской ответственности». В итоге РСА вынужден был отступить, и 23 октября в Минфин был представлен новый вариант «Соглашения», по которому правом прямого возмещения убытков смогут воспользоваться все владельцы действующих полисов ОСАГО вне зависимости от того, когда они были выданы. По данным Сергея Саркисова, с начала действия поправок выплаты в рамках прямого возмещения убытков составляют лишь 1% от общего объема выплат по ОСАГО. Правда, он предупреждает о том, что их доля растет в геометрической прогрессии.

Но и у порядка прямого возмещения убытков есть слабые стороны. Сейчас автомобилисты могут обратиться к своему страховщику или же пойти в страховую компанию виновника ДТП. Выяснилось, что в некоторых страховых компаниях пострадавшим в аварии автомобилистам мелкие суммы ущерба соглашаются выплачивать достаточно легко. А с крупными суммами отправляют в компании, где застрахован виновник аварии. По данным генерального директора «Ингосстраха» Александра Григорьева, так поступают около 20 региональных страховщиков. «РСА намерен провести проверку этих компаний», -- заявил вице-президент союза Андрей Батуркин. Одновременно страховщики готовят поправки к закону об ОСАГО, в соответствии с которыми прямой порядок возмещения убытков станет обязательным во всех случаях. «Тогда возможностей для манипуляций станет меньше», -- уверен г-н Григорьев. При этом имеются в виду злоупотребления со стороны не только страховых компаний, но и некоторых клиентов, которые при наличии выбора могут обратиться за выплатами сразу в две страховые компании.

В ГИБДД, ведомстве, без чьих представителей теперь иногда смогут обходиться участники ДТП, страховые новшества воспринимают с удовлетворением. Замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин предположил, что у инспекторов теперь поубавится работы. «Если водители начнут активно применять эти нормы, то мы будем реже выезжать на место ДТП», -- заметил Кузин. При этом замглавы ДОБДД затруднился ответить на вопрос о том, какой процент ДТП оформляется сейчас без участия сотрудников ГАИ. По сведениям Союза автостраховщиков, количество выплат, оформленных в порядке прямого возмещения ущерба, пока крайне невелико. Как заявил г-н Саркисов, за весь период действия новых правил лишь 1% от общего объема выплат по ОСАГО был оформлен в рамках ПВУ.

Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин опасается, что «упрощенка» в ее нынешнем варианте может оказаться нежизнеспособной. «Недостатки новой схемы были заложены в самом законодательстве. Прежде всего это касается абсолютно нерационального ограничения по сумме, которое установлено для прямого урегулирования убытков -- 25 тыс. руб.», -- заметил г-н Похмелкин в беседе с корреспондентом «Времени новостей». Лидер ДАР согласен, что в каждом конкретном случае, если только авария не повлекла совсем незначительные последствия, определить ущерб трудно. Поэтому, чтобы не попасть впросак и не получать отказ от страховой компании, участники ДТП все равно будут вызывать сотрудника автоинспекции. «Чтобы схема ПВУ заработала, необходимо снять ограничение по сумме ущерба, иначе все поправки не дадут должного эффекта, -- уверен г-н Похмелкин. -- Тогда будет неважно, во сколько оценена авария. Если соблюдены два условия (в ДТП участвовали только два автомобиля, и происшествие обошлось без причинения вреда жизни и здоровью), водители могут самостоятельно составить схему ДТП и обратиться в страховую компанию без посредничества со стороны инспекторов ГИБДД».

Михаил МОШКИН, Андрей СУСАРОВ