Бюджетный комитет рекомендовал вчера Думе принять бюджет на 2001 год во втором чтении. Возможно, уже в ближайшую пятницу законопроект будет вынесен на рассмотрение палаты.
Судя по довольно вялому обсуждению финансового плана в бюджетном комитете, неприятных сюрпризов для правительства не ожидается. В ходе традиционно самого увлекательного этапа бюджетного процесса -- распределения расходов между разделами -- думцы держались на удивление хладнокровно. Хотя поправок по увеличению расходов, как и в прошлые годы, подали на сумму, равную еще одному бюджету, серьезных баталий за казенные деньги не было. То ли депутат пошел более прагматичный (для большинства народных избранников -- это первый в жизни бюджет) и отстаиванию отраслевых и корпоративных интересов предпочитает лоббирование своих личных, а потому копит силы к третьему чтению, когда бюджет будет обсуждаться постатейно. То ли к дележу была предложена не слишком внушительная сумма в 29,2 млрд рублей (или менее 2,5% расходной части бюджета).
Поскольку основные параметры правительственного проекта изменены не были, искать резервы для перераспределения пришлось внутри самого бюджета. Комитет предложил сократить четыре раздела. Прежде всего традиционные -- госуправление и международную деятельность
(см. таблицу). Затем на самую большую сумму -- 22 млрд рублей -- финансовую помощь регионам. Взамен правительство согласилось с предложением депутатов оставлять на местах 99% подоходного налога (первоначально предлагалась пропорция 84% -- в регионы, 16% -- в центр). Наконец, на 2,9 млрд рублей уменьшить расходы на обслуживание внутреннего долга. Находчивые думцы предложили обслуживать находящиеся у ЦБ нерыночные бумаги Минфина по ставке не в 2%, а в 1% годовых. Возражения начальника департамента ЦБ Натальи Павловой, что в таком случае ЦБ может и не достичь заявленных в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» целей, в частности, удерживать в 2001 году инфляцию на уровне 12%, а также стерилизовать избыточную денежную ликвидность, не произвели ни на правительство, ни на думцев ни малейшего впечатления.
Зато последних так впечатлили суммы, предусмотренные по разделу «Обслуживание госдолга» (242,7 млрд рублей), что было подано свыше 50 поправок, в которых предлагалось урезать эти расходы. Но предложение Виктора Коломейцева (КПРФ) сократить на 5 млрд рублей расходы на обслуживание внешнего долга даже не стали обсуждать.
Из найденных внутри бюджета денег больше всего досталось обороне. Расходы по этому разделу увеличиваются на 12,6 млрд. Думская комиссия по закрытым статьям бюджета просила добавить на оборону еще 50 млрд. В то же время ряд депутатов, например Максим Васильев (ОВР), предложил не увеличивать военные расходы вовсе, саркастически заметив: «Конечно, я понимаю, мы готовимся к крупным боевым действиям».
После армии вторую по величине прибавку получило село: расходы на АПК увеличили по сравнению с проектом правительства на треть: с 15,8 до 20,8 млрд. Бессменный и эффективный аграрный лоббист Геннадий Кулик после дружного голосования комитета громко наставлял главу аграрного комитета Владимира Плотникова: «Благодари депутатов». Растерявшийся г-н Плотников заявил: «Спасибо, конечно, но хотелось бы больше».
Больше хотелось и другим. Например, присланный комитетом по экологии Сергей Шашурин никак не хотел поверить, что на охрану окружающей среды не хотят добавить хоть немного, и растерянно повторял: «Так не бывает».
Однако бывает всякое. Например, 1,5 млрд, добавленным на фундаментальные исследования, ученые обязаны почти исключительно тому, что Жорес Алферов получил Нобелевскую премию. Впрочем, на решения, кому давать и сколько, в этом году активно влияло правительство. По важнейшим разделам прибавки были сделаны в строгом соответствии с согласованной с ним таблицей поправок, внесенной группой членов бюджетного комитета, входящих в «Единство», «Народный депутат», ЛДПР и СПС. Учитывая, что к голосам этих «твердых искровцев» должны добавиться благодарные аграрии, довольные новым перераспределением подоходного налога, региональные депутаты и мечтающие о военной реформе «яблоки», перспективы прохождения бюджета выглядят вполне безоблачными.
Расходы проекта бюджета на 2001 год (в млрд рублей)
Наименование раздела |
1-ое чтение |
поправка |
рекомендация ко 2-му чтению |
Государственное управление |
41,8 |
-1,2 |
40,6 |
Международная деятельность |
25,2 |
-3,0 |
22,2 |
Обслуживание госдолга |
242,7 |
-2,9 |
239,8 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
208,7 |
-22,1 |
186,6 |
Судебная власть |
10,8 |
+0,5 |
11,3 |
Фундаментальные исследования |
20,5 |
+1,5 |
22,0 |
Промышленность |
42,4 |
+2,5 |
44,9 |
Сельское хозяйство |
15,8 |
+5,0 |
20,8 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь |
30,5 |
0 |
30,5 |
Национальная оборона |
206,3 |
+12,6 |
218,9 |
Правоохранительная деятельность |
129,6 |
+2,0 |
131,6 |
Образование |
45,8 | +3,0 | 48,8 |
Культура |
5,9 | +0,5 | 6,4 |
СМИ |
6,1 | +0,1 | 6,2 |
Здравоохранение |
21,2 | +1,0 | 22,2 |
Социальная политика |
107,3 |
+0,5 | 107,8 |