|
|
N°104, 17 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американская мечта
США приступили к строительству ПРО на Аляске
Большая американская мечта начинает сбываться. В минувший уикенд на Аляске состоялась торжественная церемония закладки стартовых позиций противоракет национальной системы ПРО. По заявлениям официальных представителей Пентагона, здесь -- на базе в Форт-Грили -- в течение ближайших двух лет будут построены шесть шахтных пусковых установок. Программа строительства оценивается в 325 млн долларов и рассчитана до конца 2004 года. Предполагается, что аляскинские стартовые комплексы будут использоваться для дальнейшей натурной отработки наземных элементов американского «противоракетного зонтика». Впрочем, Пентагон и не пытается отрицать, что в случае необходимости «испытательная» база в Форт-Грили легко трансформируется в реальный боевой объект, который сможет обеспечить перехват ограниченного числа боеголовок, летящих на американские города. Именно поэтому для стартовых позиций и выбрана Аляска, вблизи которой теоретически и должны проходить траектории направленных на Штаты ракет.
Как утверждают российские военные, в планах строительства позиций ПРО в Форт-Грили для них «нет абсолютно ничего нового». Нынешний глава Пентагона Дональд Рамсфелд представлял этот проект Белому Дому еще в свою бытность председателем комиссии США по вопросам ракетной угрозы (1998--1999 гг.). Еще тогда он настаивал на том, что «первые кубометры бетона должны быть уложены на стартовых позициях на Аляске не позже конца 2000 года». Однако поскольку это являлось прямым нарушением Договора по ПРО от 1972 года, Билл Клинтон не решился начать строительство, переложив ответственность на своего преемника. В прошлый четверг было устранено последнее препятствие: Джордж Буш заявил об окончании всех формальных процедур по денонсации Договора по ПРО. Отныне американцы не связаны какими-либо обязательствами в этой области, и стройплощадки ПРО становятся «ударными объектами»: подрядчиков подгонять не придется, поскольку заложенные на ближайшее десятилетие финансовые вливания в «звездные войны» и без того являются весьма заманчивым «призом». Их общий объем оценивается сейчас в 60 млрд долларов, а если он и будет изменяться, то только в сторону увеличения расходов.
Москва сдержанно прореагировала на американский «день победы» над ПРО. Глава российского МИДа Игорь Иванов, находившийся в этот момент в Канаде на встрече со своими коллегами из стран «большой восьмерки», выступил с ритуальным заявлением о том, что «Россия сожалеет о выходе США из Договора по ПРО». Его однофамилец, возглавляющий Минобороны РФ, был с ним солидарен и пояснил, что особой угрозы это для нас не создает, поскольку «на сегодняшний день ПРО является больше структурой виртуальной, нежели реально существующей». Кремль предпочел отмолчаться, и даже Госдума, славящаяся умелой организацией шумных компаний протеста, ограничилась дежурным осуждением американской линии в своем заявлении «О новых договоренностях между РФ и США по вопросам стратегической стабильности». В какой-то мере отказ России от дальнейшей борьбы можно было бы объяснить желанием поиметь «с паршивой овцы хотя бы шерсти клок». После того как стало ясно, что выход США из Договора по ПРО неизбежен, представители нашего ВПК стали все увереннее говорить о возможности совместных разработок «противоракетного зонтика» (а значит, и экспортных заказов со стороны американцев на продукцию отечественной оборонки). Однако, как подтвердили испытания, проведенные американцами сразу же после денонсации договора, так называемая система ПРО театра военных действий (которую Москва предлагала создать на основе своих зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400) у них и у самих действует вроде бы неплохо.
России же, хочет она того или нет, пришлось приступать к подготовке «ответных мер». В политической области это свелось пока к тому, что российский МИД распространил заявление о прекращении действия договора СНВ-2. А в качестве собственно военного ответа американским противоракетам с северного полигона Плесецк за несколько дней до выхода США из Договора по ПРО стартовала новейшая российская ракета «Тополь-М». Причем в мобильной ее модификации (она испытывается только во второй раз), испытания которой были приостановлены до окончательного решения Штатов.
Юрий ГОЛОТЮК