Время новостей
     N°198, 27 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.10.2009
«Он всех обвел вокруг пальца»
Подсудимые по делу Владимира Барсукова указали на свидетеля
В Мосгорсуде вчера завершились прения сторон по скандальному делу Владимира Барсукова (Кумарина) -- авторитетного бизнесмена из Петербурга, которого спецслужбы считают лидером тамбовского преступного сообщества. Против него и его соратников было возбуждено несколько уголовных дел о мошенничестве и заказных убийствах. Материалы первого из этих расследований -- о рейдерском захвате собственности -- и рассматривает сейчас Куйбышевский райсуд Петербурга на выездных заседаниях в здании Мосгорсуда. В рамках процесса вместе с г-ном Барсуковым на скамье подсудимых оказались восемь человек.

Ранее прокурор попросил приговорить их всех к срокам от восьми до 16 лет колонии. Сами же обвиняемые вчера попросили их оправдать, заявив, что на самом деле организатором рейдерских захватов был вовсе не г-н Барсуков, а главный свидетель обвинения -- бизнесмен Бадри Шенгелия.

По версии следствия, данная преступная группа, которую г-н Барсуков возглавлял в рамках «тамбовского сообщества», в 2005 году организовала рейдерский захват ООО «Пушкинская», в собственности которого находился ресторан «Петербургский дворик», а также ООО «Магазин Смольнинский». По версии обвинения, «в целях лишения законных владельцев этих коммерческих предприятий возможности вернуть похищенное участники группы заключили ряд фиктивных сделок купли-продажи», перерегистрировав потом «право собственности на доли в уставных капиталах этих предприятий на подконтрольных им лиц». Уголовное дело по этим фактам было возбуждено в 2005 году после заявления владелицы «Петербургского дворика» Наталии Шпаковой, которая, по сообщениям СМИ, является хорошей знакомой губернатора Петербурга Валентины Матвиенко.

По версии следствия, г-н Барсуков руководил группировкой, а Вячеслав Дроков был его ближайшим помощником -- ставил конкретные задачи членам группировки и платил им гонорары. Павел Цыганок, как полагает обвинение, благодаря связям в налоговой службе готовил поддельные документы, а юрист Дмитрий Малышев заключал липовые договоры купли-продажи объектов и представлял интересы группировки в арбитражных судах. Также г-ну Малышеву приписывают и организацию физического захвата объектов. Еще четверо обвиняемых -- Олег Кумище, Альберт Старостин, Валерий Асташко и Александр Баскаков, как предполагается, занимались легализацией захваченных объектов, перепродавая компании друг другу, благодаря чему установить законного владельца было практически невозможно. Следствие уверено, что подобным образом группировка захватила больше десятка фирм -- расследование остальных дел еще продолжается.

Вскоре после задержания в августе 2007 года г-на Кумарина в целях безопасности перевели в московский СИЗО «Матросская Тишина». Процесс над ним должен был начаться в Куйбышевском суде Петербурга еще прошлой осенью. Но Генпрокуратура, опасаясь, что авторитетного бизнесмена, которого в свое время называли «ночным губернатором» Петербурга, могут ликвидировать, в итоге добилась переноса процесса в Москву. Рассмотрение дела началось в апреле.

Почти все подсудимые, которых обвинили в мошенничестве и легализации имущества, полученного преступным путем, вину поначалу отрицали. Лишь Старостин во всем признался и дал показания на других. Уже после начала процесса признательные показания дал Баскаков. А в минувшую пятницу вину в мошенничестве неожиданно признали еще Цыганок и Дроков. Они, правда, заявили, что организатором махинаций был Бадри Шенгелия. По словам обвиняемых, именно он разработал схемы многих рейдерских захватов, в том числе и ООО «Пушкинская» и ООО «Магазин Смольнинский». В свою очередь сам г-н Шенгелия, которого в пятницу допрашивали в суде уже во второй раз, вновь заявил, что организатором преступлений был г-н Кумарин.

После этого в пятницу же начались прения. Первой выступила гособвинитель Ирина Шляева, которая посчитала вину подсудимых доказанной и назвала сроки, которых, по ее мнению, те заслуживают. Для самого Барсукова прокурор попросила 15,5 года колонии строго режима и штраф 1 млн руб., Дрокову -- 16 лет и также 1 млн руб. штрафа. Малышев, Цыганок, Асташко, Баскаков и Кумище, по мнению обвинителя, заслужили сроки от 10 до 13 лет колонии. И лишь для Старостина, очевидно, с учетом его раскаяния, представитель Генпрокуратуры попросила «всего» 5,5 года строгого режима.

Вчера в прениях выступила защита подсудимых. Адвокат Барсукова Сергей Афанасьев заявил, что обвинения в «легализации» его клиенту предъявлены необоснованно и все изложенное прокурором подпадает только под «мошенничество». Впрочем, адвокат отметил, что все доказательства основаны лишь на показаниях г-на Шенгелии, доверять которым нельзя, так как этот свидетель менял их трижды. По мнению защиты, именно г-н Шенгелия стоял за захватом собственности, владельцем которой через своих родственников в итоге и оказался. Таким образом, адвокат пришел к выводу, что вина Барсукова не доказана.

Затем слово взял сам Владимир Барсуков, который выглядел весьма изможденным. По словам защитников, в СИЗО он содержится в «пыточных условиях» и из-за урологического заболевания спит не более часа в сутки. Тихим и монотонным голосом бывший «ночной губернатор» рассказал, что особо не был знаком с г-ном Шенгелия, виделся с ним лишь несколько раз, хотя тот, по словам г-на Барсукова, занимался рейдерством еще задолго до их знакомства и недавно был за это осужден. По мнению подсудимого, «кому-то очень хочется надолго отправить» его за решетку, и под этот сценарий подгоняют как доказательства, так и свидетелей. В частности, он отметил, что деньги, изъятые у него во время задержания и находившиеся в небольшом сейфе, предназначались для игры в покер и что 6 млн долл., которые он якобы хранил там, просто физически в этот сейф не поместились бы.

Вячеслав Дроков в свою очередь заявил, что виновен в мошенничестве, но сам стал жертвой обмана. «Я не понимал тогда что такое доля, не знал всех этих юридических тонкостей, я лишь интересовался тем, как заработать денег, но в итоге меня попросту обманули», -- сказал он. Его адвокат Владислав Дроздов в свою очередь отметил, что сейчас магазин «Смольнинский» принадлежит родственникам г-на Шенгелии.

Самым красноречивым оказался Цыганок. Он подтвердил сделанное ранее признание в мошенничестве, но тоже отметил, что основная вина лежит на г-не Шенгелия, который уже в ходе следствия якобы предлагал ему «большие деньги за молчание». Также г-н Цыганок намекал, что у грузинского бизнесмена есть обширные связи в спецслужбах, и именно поэтому его нет рядом на скамье подсудимых. «Я не хочу выходить. На свободе я боюсь за свою жизнь после всего, что я рассказал в суде», -- заявил г-н Цыганок. Впрочем, вскоре он отметил, что и в СИЗО всерьез боится за свою жизнь. «Перед этим мошенником (имея в виду Шенгелию. -- Ред.) я преклоняю голову -- он всех обвел вокруг пальца, везде он только свидетель», -- заявил подсудимый.

Как сообщил один из адвокатов, Бадри Шенгелию, которого следствие скорее всего сделает главным свидетелем и на других процессах над г-ном Барсуковым, сейчас тщательно охраняют и его якобы сопровождает целый микроавтобус с сотрудниками ФСБ.

Анатолий КАРАВАЕВ