|
|
N°193, 20 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефть в обмен на газ
Турция разрешила строить «Южный поток», а Россия готова войти в Самсун-Джейхан
Через десять лет после начала реализации проекта газопровода «Голубой поток» Россия, Турция и Италия вновь близки к тому, чтобы заключить большую трехстороннюю сделку. Вчера в Милане профильные министры этих стран Сергей Шматко, Танер Йылдыз и Клаудио Скайола, подкрепленные российским вице-премьером по ТЭК Игорем Сечиным, подписали совместное заявление по проекту нефтепровода Самсун-Джейхан. После чего действующие участники этого проекта - итальянская Eni, турецкая Calik Holdings и их совместное предприятие, созданное для строительства трубы Trans Anatolian Pipeline Company - скрепили меморандум о взаимопонимании с двумя потенциальными партнерами из России - «Роснефтью» и «Транснефтью». Документ предполагает начало конкретных коммерческих переговоров о вхождении в проект российских компаний. Пока не определено, будет ли это приобретение доли в TAPCO, создание нового СП или просто гарантии загрузки Самсун-Джейхан нефтью из России.
«Это меморандум о намерениях, который не влечет никаких экономических, юридических обязательств и последствий. Его цель - это лишь проработка вопроса создания СП, и никаких обязательств, кроме технических, он несет», -- пояснил «Времени новостей» вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. В то же время, по его словам, вопрос по вхождению в проект российских компаний будет рассматриваться до конца этого года (то есть довольно оперативно).
В обмен Москва получила от Анкары знаковую уступку: прямо в Милане г-н Йылдыз вручил г-ну Сечину пакет документов, разрешающих прокладку в турецких водах газопровода «Южный поток», который из России в Болгарию собираются строить «Газпром» и Eni. Это еще одна труба, которая соединит российскую газотранспортную систему с европейской, минуя транзитные страны, прежде всего, Украину. Но минуя и территорию Турции, которая рассматривалась в качестве транзитера российского газа в ЕС в рамках проекта Южного газового кольца (продление «Голубого потока» на Балканы и Аппенины). «Газпром» предпочел поставить на «Южный поток», но столкнулся с необходимостью получить разрешения либо от Анкары, либо от Киева. Россия была вынуждена идти на уступки по проекту Самсун-Джейхан, который до сих пор усиленно игнорировала, продвигая собственный нефтетранспортный проект в обход перегруженных проливов Босфора и Дарданеллы через Болгарию и Грецию (Бургас-Александруполис).
Министр энергетики Турции уточнил, что официально о выдаче разрешения будет объявлено только сегодня, но неформально в знак особого расположения передал документы российскому вице-премьеру еще вчера.
Политические договоренности об этом газонефтяном размене были достигнуты в начале августа во время визита в Анкару премьер-министра России Владимира Путина и его встречи с главой правительства Турции Реджепом Эрдоганом. Сообщалось, что в неофициальной части программы к ним присоединился и специально прилетевший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, который давно уговаривает «друга Владимира» пустить российскую нефть по турецко-итальянской трубе.
Как известно, к повороту к транстурецкому маршруту Москву в значительной степени подтолкнула Болгария, которая после весенних выборов и формирования нового правительства поставила под вопрос энергетическое партнерство с Россией. А после жесткой отповеди со стороны г-на Путина в Софии регулярно заявляют, что не имеют финансовых ресурсов для реализации энергетических проектов, в том числе строительства Бургас-Александруполис. По словам Михаила Баркова, договориться с болгарскими партнерами (им принадлежит 24,15% в проекте, 24,71% -- у Греции, остальные акции распределены между российскими «Транснефтью», «Роснефтью» и «Газпром нефтью») не удалось до сих пор. «Есть некоторые проблемы с болгарской стороной, которая никак не может решить, выходит она из этого проекта или нет. При этом Болгария отказывается от финансирования, причем не вносятся даже самые незначительные суммы для решения технических вопросов», -- говорит вице-президент «Транснефти».
Проект Самсун-Джейхан обсуждается давно, в 2005 году 50% в нем приобрела Eni c прицелом на экспорт нефти с крупного месторождения Кашаган, где итальянская компания является оператором. Строительство началось только в этом году, трубу протяженностью 555 км планируется уложить параллельно существующим транспортным магистралям, в частности, вдоль Баку-Тбилиси-Джейхан. Главная проблема проекта заключалась в отсутствии гарантий загрузки нефтью. Пропускная способность на первом этапе должна составить 1 млн баррелей в сутки с возможностью расширения до 1,5 млн баррелей. По словам главы Eni Паоло Скарони, в ближайшие 10 лет каспийский регион будет давать 2 млн баррелей нефти в сутки (в дополнение к нынешним 2,4 млн баррелей).
Игорь Сечин пообещал, что «Роснефть» будет поставлять в Самсун-Джейхан свою нефть не только с Каспия, но и с месторождений Черного моря (пока здесь ведется геологоразведка в начальной стадии, хотя российское правительство уже предоставило разработчикам черноморского шельфа налоговые каникулы). Российский вице-премьер также не исключает вхождение в транстурецкий проект ЛУКОЙЛа, который дальше других российских компаний продвинулся в разработке каспийских нефтяных запасов. Уже в начале будущего года будет введено в строй месторождение Юрия Корчагина, на котором добыча на пике составит около 46 тыс. баррелей в сутки. Через четыре года компания Вагита Алекперова собирается добывать около 200 тыс. баррелей в сутки на месторождении им. Владимира Филановского. Кроме того, есть совместный проект с «Газпромом» и «Казмунайгазом» на структуре «Центральная». «Компания действительно рассматриваем такой вариант экспорта», -- рассказал «Времени новостей» представитель ЛУКОЙЛа, отметив, что об участи в строительстве трубы речи не идет.
«Мы ведем переговоры и с третьими странами, -- утверждает г-н Сечин. -- Я думаю, что глубокая экономическая проработка покажет экономическую целесообразность этого проекта». Под третьими странами, вероятно, подразумевается Казахстан, нефтяные ресурсы которого Россия до сих пор пыталась подключить к проекту Бургас-Александруполис.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ, Алексей ГРИВАЧ