|
|
N°193, 20 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тихим ходом
Дженсон Баттон оформил победу в чемпионате
Дженсон Баттон, финишировав на Гран-при Бразилии пятым, оформил-таки чемпионский статус досрочно. Его команда «Браун» также завоевала Кубок конструкторов.
Вот так просто и буднично, без феерических побед и драматических развязок, 29-летний английский гонщик впервые завоевал один из самых заветных титулов в мировом спорте. Ему не пришлось совершать головокружительные маневры, чтобы опередить соперников, менять тактику по ходу гонки, надеяться на перемены погоды или ошибки конкурентов. Всю вторую половину сезона Баттон если и давал повод упомянуть о себе, то только когда речь заходила о том, какие условия нужны для его победы в чемпионате. Уверенно выиграв шесть из семи стартовых этапов, англичанин как будто получил негласный приказ попридержать коней: еще пара его успехов, и на зрительском интересе к оставшимся гонкам можно было ставить крест. Но и тихим ходом ему удалось в итоге добраться до вершины первым.
Временами казалось, Дженсону вообще ни до чего нет дела. Он не был самым заметным ни на трассе, ни в паддоке. Иногда он жаловался на проблемы с машиной, но в большинстве случаев просто стремился к финишу, особенно не напрягаясь, но и без полной отстраненности от происходящего вокруг. Если возникала возможность чуть прибавить, Баттон не упускал ее, но и не лез на рожон, если имелась хоть какая-то опасность потерять то малое, что удалось заработать.
В Бразилии он не изменил своему стилю. После квалификации вообще могло показаться, что Баттон выполняет шутливое указание распорядителя всего и вся в «Формуле-1» Берни Экклстоуна отложить победу на финальную гонку в Абу-Даби. И словно по заказу Дженсон проваливает субботние заезды, проходящие, к слову сказать, в погодных условиях, также наводящих на мысли о всемогуществе Берни: вам нужен дождь для обострения борьбы -- получите. А еще поул, выигранный основным соперником Баттона Рубенсом Баррикелло. Правда, подкачал Себастьян Феттель -- еще один претендент на титул, застрявший на 16-м месте. Хотя для сохранения интриги можно было обойтись и одним бразильцем.
Но, видно, не судьба Рубенсу, родившемуся в двух шагах от автодрома «Интерлагос», изведать счастье от домашней победы. За 17 лет выступлений в «Формуле-1» он выиграл 11 гонок, но, наверное, с радостью отдал бы большинство из них за возможность финишировать первым именно в Бразилии.
События, происходившие на трассе в воскресенье, сами собой толкали Баттона к чемпионству. А ему лишь изредка приходилось что-либо предпринимать самому. Началось все с аварии, проредившей пелотон сразу на три машины. В ней вновь не обошлось без участия Адриана Сутиля, который в этом сезоне регулярно попадает в различные происшествия. Образ главного аварийщика «Большого цирка» уже так плотно приклеился к немецкому пилоту, что даже обычно сдержанный Ярно Трулли, еще один участник этого инцидента, установил его вину, едва успев покинуть разбитый болид. И долго пытался доказать, весьма живо размахивая руками, в чем он был неправ на этот раз.
Менее заметные столкновения, чуть не обернувшиеся более тяжелыми последствиями, произошли на старте между Хейкки Ковалайненом («Макларен») и Феттелем («Ред Булл»), а также между Кими Райкконеном («Феррари») и Марком Уэббером («Ред Булл»). В результате «быки» продолжили путь, а финские пилоты отправились в гаражи на мелкий ремонт. Ковалайнену настолько хотелось хоть в чем-то опередить своего более именитого соотечественника и, возможно, будущего сменщика в «Макларене», что он не стал дожидаться, пока механики закончат дозаправку, и рванул на трассу с оторванным шлангом заправочной машины. Облако бензиновой пыли, распыляемое из обрывка, попало на следовавшую позади «Феррари» Кими и тут же вспыхнуло от соприкосновения с разогретыми деталями болида. Столб пламени поднялся над пит-лайн, но, к счастью, маленький пожар быстро ликвидировали, и обе машины вернулись на трассу.
Скорее всего, в Бразилии мы в последний раз могли наблюдать такую изощренную тактическую борьбу, разворачивающуюся на пит-стопах. Когда в этой кутерьме наступила ясность, оказалось, что Баттон подтянулся вплотную к заветной очковой зоне. Оставалось приложить лишь немного усилий. Уже после первого пит-стопа выяснилось, что Баррикелло не сможет удержать лидирующую позицию. Бразилец кричал в микрофон, что не понимает, что творится с машиной. С командного мостика ему отвечали: все хорошо и надо просто держать темп. Когда же с ним поравнялся Хамильтон, при этом еще и задел машину бразильца, для Рубенса все оказалось кончено: прокол колеса и только восьмое место в итоге.
Гонку же уверенно выиграл Уэббер. Его напарнику Феттелю, несмотря на все старания, так и не удалось втиснуться на подиум, куда смогли пробиться Роберт Кубица на «БМВ-Заубер» и сложивший чемпионские полномочия Льюис Хамильтон.
Дженсон в этой гонке хоть как-то активизировался. Пусть и со скрипом, жалуясь на неуступчивых соперников, ему удалось совершить несколько обгонов. Особенно запомнилась атака на новичка «Тойоты» Камуи Кобаяси, впервые участвовавшего в Гран-при «Формулы-1». Японец так упорно защищался, что вынудил проводящего 10-й сезон в Королевских гонках гонщика запросить помощь у командного мостика. В конце концов ему удалось преодолеть и это препятствие и подняться до места, финиш на котором обеспечивал ему победу в чемпионате независимо от результатов конкурентов.
В чем же новоиспеченный чемпион выглядел сильнее своих оппонентов? Если не брать технические аспекты, охватить которые вкратце вряд ли возможно, а в сравнении с Рубенсом Баррикелло и не нужно, то первое, что бросается в глаза при взгляде на результаты Батона, -- удивительная стабильность. Была возможность -- он регулярно выигрывал. Потом условия изменились, и Дженсону пришлось довольствоваться лишь попаданием в очковую зону, что ему удавалось с не менее завидным постоянством. На лицо полное соответствие взаимосвязи стабильности и мастерства. Конечно, среди действующих гонщиков есть и такие, кто при прочих равных всегда будет быстрее, что наглядно демонстрировали и Хамильтон, и Алонсо, и Райкконен даже в этой гонке, когда техника позволяла им хотя бы немного держать темп «Брауна». Но в этом сезоне более быстрые и мастеровитые гонщики оказались не у дел по разным причинам, а тем, кто действительно мог составить ему конкуренцию, как раз и не хватило этой стабильности.
Конечно, в стиле Баттона нет изящества Алонсо или напористости Хамильтона. Его пилотирование скорее больше похоже на стиль Райкконена -- такой же рассудительный и даже холодный. И это, пожалуй, второе, что выделяет Дженсона из ряда его соперников. Баррикелло выглядит слишком эмоциональным и, кажется, готов прослезиться только от вида бразильского флага. Феттель слишком молод, и порой ему не хватало опыта, отсюда нелепые аварии и необязательные штрафы. Уэббер, так же как и Баттон, слишком засиделся в подающих надежды, и, как следствие, появился недостаток уверенности. Когда они ошибались, Баттон оставался спокойным и доводил дело до конца. Особенно это пригодилось ему в таких тяжелых гонках, как в Малайзии или Китае. Конечно, не всем по душе такое лишенное внешних эффектов поведение гонщика на трассе, но если оно эффективно и дает результат, то имеет право на жизнь.
Дмитрий СИТНИК