|
|
N°103, 11 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Месть Эриха Хонеккера
Экологических кур настигло сельское хозяйство ГДР
Скандал с нитрофеном, обнаруженным в мясе немецких «биоцыплят» и ряде других «биологически чистых» продуктов, выплеснулся-таки за пределы Германии. Вчера Европейская комиссия в Брюсселе приступила к рассмотрению проблемы, и, как ожидается, немецких производителей аграрных продуктов могут постичь весьма суровые кары. При самом строгом подходе чиновников из столицы Европы может быть и вовсе наложен временный запрет на поставку немецких «экологически чистых» продуктов питания, причем не только в страны Евросоюза, но и в саму торговую сеть Германии. Для подобных санкций, однако, необходимо единодушное решение всех комиссаров ЕС.
К настоящему времени немцы располагают более или менее достоверными сведениями о том, откуда взялась эта отрава, вызывающая раковые заболевания у животных и повышающая риск этого недуга у людей. Нитрофен, как, кстати, и множество иных ядохимикатов, во времена социалистической ГДР широко применялся на полях сельскохозяйственных кооперативов в качестве химического средства для борьбы с сорняками. После объединения Германии и в новые федеральные земли пришел запрет на их использование. Предназначавшееся для 90 биоферм по всей Германии кормовое зерно, в котором позже были обнаружены следы нитрофена, складировалось в амбаре в восточногерманском Мальхине, служившем прежде для хранения этого пестицида. Справедливости ради необходимо отметить, что следы нитрофена обнаружены лишь в узко «ограниченном контингенте» немецких цыплят и яиц, продававшихся либо в специальных биомагазинах, либо на соответствующих полках некоторых супермаркетов. И лишь в одном случае непонятные следы нитрофена обнаружены в «нормальных» сосисках немецкой фирмы Meica. Над этим феноменом до сих пор ломают головы следователи прокуратуры.
Не дожидаясь решения высоких европейских инстанций, Бельгия в прошлую пятницу в одностороннем порядке предприняла шаги по ограничению возможной опасности, исходящей от ввозимых из Германии биопродуктов. Отныне, как решили бельгийцы, немецкие зерновые и мясные продукты будут допускаться для продажи в торговых сетях лишь при наличии у них специального сертификата, подтверждающего отсутствие нитрофена. Ходят слухи, что о подобных демаршах подумывают также Дания, Нидерланды и ряд других европейских стран.
Кстати, на уровне ЕС данную инициативу Бельгии, не согласованную с Еврокомиссией, отнюдь не одобрили. В ответ министр здравоохранения Бельгии Магда Эльвет сослалась на противоречивую информацию, поступающую из Германии в отношении загрязненных нитрофеном продуктов питания: «Это просто хаос. То нам немцы рассказывают, что все знают об источнике заражения, но потом это оказывается все не так. То они говорят, будто нитрофеном затронуты лишь биопродукты, но за этим следует опровержение самих себя».
Для немецких производителей и политиков нынешние брюссельские слушания в любом случае означают продолжительную головную боль. Ведь к качеству продовольствия в странах Евросоюза отношение традиционно строгое, и можно не сомневаться, что нынешний нитрофеновый скандал будет рассмотрен в Брюсселе по полной программе. В воскресенье вечером на свой срочный совет в Берлине собрались земельные госсекретари по сельскому хозяйству, которые составили специально для Еврокомиссии каталог мер, с помощью которых они предполагают выйти из нынешнего нитрофенового кризиса. Собственно говоря, немцы, не дожидаясь санкций Брюсселя, приостановили производство на 90 предприятиях, поставляющих биологически чистые продукты. Другие предприятия принялись сами заготавливать корм для своих бионесушек. «Сейчас мы готовы ответить Еврокомиссии на все вопросы, касающиеся складских помещений в Мальхине», -- гордо заявил немецкий аграрный госсекретарь Александр Мюллер из партии «зеленых».
Юрий ШПАКОВ, Берлин