Время новостей
     N°190, 15 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.10.2009
Автопомощь от Христенко
Минпромторг знает, когда начнет восстанавливаться российский автопром
Выступая вчера в Госдуме, министр промышленности и торговли Виктор Христенко зарядил депутатов оптимизмом. Констатировав, что отечественный автомобильный рынок пострадал больше других в период финансового кризиса, он поспешил успокоить: «активное восстановление» российского автопрома начнется уже во второй половине следующего года.

«Понятно, что падение рынка автомобилей в этом году по сравнению с прошлым может достигнуть 60%, а суммарный объем продаж составит около 1,4 млн штук», -- сказал министр. Как известно, правительство уже потратило немалые силы на поддержку отрасли. И работа в этом направлении, по словам г-на Христенко, будет продолжена. Объем только прямого финансирования российских автомобильных предприятий из бюджета к концу года составит 57,5 млрд руб. На организацию прямых закупок для государственных нужд федеральными органами в 2009 году было дополнительно выделено 12,5 млрд руб. В то же время на обновление регионального парка автомобилей в этом году власти направили более 30 млрд руб. Кроме того, благодаря повышенным таможенным тарифам на ввоз импортных автомобилей доля машин отечественной сборки, в том числе иностранных брендов, в структуре продаж на рынке легковых машин увеличилась с 38% в прошлом году до 49% в этом, на рынке коммерческих автомобилей -- с 59 до 75% соответственно.

Доказала свою эффективность, по словам г-на Христенко, и программа льготного автокредитования. «На сегодня выдано более 42 тыс. кредитов», -- сообщил глава ведомства. Министерство рассчитывает, что до конца года этот показатель увеличится до 100 тыс. машин. В целом в 2009 году государственная поддержка спроса, убежден руководитель Минпромторга, «сформирует более 40% от объема продаж всех системообразующих автопредприятий».

Восстановление рынка в министерстве ожидают со второй половины 2010 года. «Мы уверены, что со второго полугодия следующего года начнется активное восстановление рынка автопрома», -- сказал министр журналистам. Тем не менее, согласно материалам Минпромторга, на уровень докризисного периода 2008 года этот сектор промышленности вернется не раньше чем к концу 2012 года. Через три года в министерстве прогнозируют самый активный «скачок» по сравнению с 2008 годом -- с 70 до 110%. Более того, в 2014 году этот показатель должен превысить 150%, надеются в министерстве.

Впрочем, такие оптимистичные прогнозы, считает г-н Христенко, означают необходимость скорейшего пересмотра многих направлений развития отрасли. «К этому мы должны подойти с обновленными идеями», -- сказал министр.

Не вдаваясь во все детали плана, который и должен привести к позитивным результатам в отечественном автомобилестроении, глава Минпромторга объявил, что «ясность относительно этих мер» уже есть. Это, например, новая программа утилизации до 200 тыс. подержанных автомобилей общей стоимостью 10 млрд руб. Соответствующие материалы будут переданы в правительство до 10 декабря. На госзакупки в рамках антикризисных мер министерство планирует потратить в следующем году еще 20 млрд руб. По словам министра, на этой неделе состоялось первое совместное заседание рабочей группы на базе Минпромторга и Минэкономразвития, результатом которого стало «создание первых системных предложений» по формированию «посткризисного облика отечественного автопрома». Соответствующие документы, заверил министр, также будут в течение месяца подготовлены и направлены в правительство.

Ранее аналитическое агентство «Автостат» по итогам исследования суммарных производственных мощностей на территории России сделало вывод, что текущий год войдет в историю как самый провальный для российского автопрома и до весны 2010 года ряд предприятий и компаний, скорее всего, не доживут. Один пример уже есть -- Ижевский автомобильный завод («Ижавто»), который уже признан банкротом. Балансируют над пропастью и гиганты автопрома -- «АвтоВАЗ» и ГАЗ. Но власть пока всеми силами пытается спасти компании. Так, ГАЗу правительство ранее уже одобрило госгарантии по кредитам на 20 млрд руб., а «АвтоВАЗу» предоставило через «Ростехнологии» беспроцентную ссуду на 25 млрд руб. и продолжает рассматривать все новые варианты оздоровления ситуации на предприятии -- от гарантий по рефинансированию кредитов и субсидированию процентных ставок до конвертации долга автопроизводителя перед крупнейшими кредиторами -- Сбербанком и ВТБ -- в акции компании.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром