|
|
N°189, 14 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Высокие отношения
Россия и США выходят на новый уровень сотрудничества
Россия и США работают «над преобразованием взаимоотношений» и их продвижением «по пути взаимных интересов и взаимного уважения». Так американский госсекретарь Хиллари Клинтон оценила свои вчерашние переговоры в Москве. Днем она встретилась с главой российского МИДа Сергеем Лавровым, а вечером г-жу Клинтон в своей загородной резиденции в Барвихе принял президент Дмитрий Медведев. Российский лидер подтвердил, что «наше сотрудничество с новой администрацией США выходит на высокий уровень».
Лишь в сентябре президенты двух стран Медведев и Обама встречались дважды -- в рамках 64-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке и на саммите «большой двадцатки» в Питсбурге. «Эти встречи показали наш совместный настрой на поиск ответов на самые актуальные вопросы, и мы их откровенно и заинтересованно обсуждаем», -- подчеркнул вчера глава российского государства.
Г-н Медведев напомнил, что на июльской встрече в Москве с Бараком Обамой договорился о создании двусторонней российско-американской президентской комиссии. Тогда вопреки прогнозам многих экспертов, предрекавших появление нового издания комиссии «Гор--Черномырдин», выяснилось, что президенты намерены сами контролировать развитие двусторонних отношений. Медведев и Обама решили создать 13 рабочих групп практически по всем возможным направлениям сотрудничества -- от ядерной безопасности и космоса до развития деловых связей, гражданского общества и образовательных обменов. Назначив себя сопредседателями комиссии, президенты поручили координировать ее работу Сергею Лаврову и Хиллари Клинтон.
Вчера Дмитрий Медведев подтвердил, что президентская комиссия «начала работать по самым разным направлениям», добавив: «Надеюсь, что каждое из этих направлений будет интересным». «Хочу выразить удовлетворение по поводу того, как начала работать президентская комиссия», -- подтвердила г-жа Клинтон. «Мы с нетерпением ждем расширения и углубления стратегических отношений с Россией», -- заявила она. По ее словам, стороны работают над созданием уже 16 рабочих групп.
Нынешний визит в Москву 61-летней Хиллари Клинтон -- первый после ее вступления в должность госсекретаря США в январе текущего года. В последние недели внимание к российско-американским взаимоотношениям особенно возросло в связи со сближением позиций двух стран по иранской ядерной проблеме. На протяжении последних трех лет Москва противилась введению жестких международных санкций против Ирана за его отказ приостановить ядерные разработки и полностью прояснить их сущность и цели. Однако после того, как президент Медведев на встрече с Обамой в рамках Генассамблеи ООН дал понять, что Москва может поддержать ужесточение санкций против Ирана за нежелание приостановить ядерные разработки, ситуация заметно изменилась. Тегеран стал сговорчивее. Иранские власти согласились допустить 25 октября международных инспекторов на строящийся в районе города Кум завод по обогащению урана. Кроме того, до конца месяца состоится новая встреча высокопоставленных дипломатов России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии по иранскому ядерному досье, в которой примет участие и представитель Ирана. Хотя в Вашингтоне по-прежнему настаивают на необходимости «надавить» на Иран, последние события скорее говорят в пользу более спокойного подхода.
Похоже, что это поняли и американцы. Во всяком случае, вчера в Москве о новых антииранских санкциях говорили скорее гипотетически. Хиллари Клинтон после переговоров с Сергеем Лавровым напомнила о словах Медведева о возможном ужесточении санкций, но подчеркнула: «Мы не находимся в этой точке. Это не то заключение, к которому мы пришли». «Сейчас мы не говорим, что санкции неизбежны, мы очень сдержанно относимся к санкциям, так как они редко дают результат. Но бывают ситуации, когда они становятся неизбежными, когда исчерпаны все возможные методы. Однако с Ираном это далеко не так», -- подтвердил г-н Лавров.
Прежняя администрация США объясняла иранской угрозой свои планы разместить в Восточной Европе элементы национальной системы противоракетной обороны (ПРО). В Москве полагали, что противоракеты в Польше и радар в Чехии способны угрожать безопасности России. Вчера тема ПРО вновь была одной из главных в российско-американских дискуссиях, но уже под другим углом. Г-жа Клинтон прибыла в российскую столицу меньше чем через месяц после нашумевшего заявления Барака Обамы об отказе от противоракетных планов своего предшественника Джорджа Буша. 17 сентября глава новой администрации высказался в пользу более мобильных и менее дорогих систем.
В Москве встретили это заявление с оптимизмом, а многие в США и Восточной Европе сочли решение Обамы уступкой Москве. «Решение не размещать ракеты-перехватчики в Польше и радар в Чехии было, с точки зрения Вашингтона, колоссальной уступкой России», -- заметил «Времени новостей» аналитик из консервативного американского научно-исследовательского центра «Херитидж фаундейшн» Ариэль Коэн. По его мнению, главной уступкой было решение по чешскому радару, так как «в реальности именно его Москва считала главной угрозой своей безопасности». «Администрация Обамы уже подвергается серьезному давлению со стороны военных и республиканцев -- дескать, мы уступили русским, а взамен ничего не получили», -- свидетельствует эксперт.
В России с такой трактовкой не согласны. Вчера Сергей Лавров подчеркнул, что отказ от планов размещения ПРО в Восточной Европе «продиктован не желанием сделать какую-то уступку России, а профессиональным анализом, проведенным военными, политиками, стратегами». «Отказ от ПРО был шагом в правильном направлении, по крайней мере в политико-психологическом смысле он играет очень важную роль», -- полагает министр. По словам г-на Лаврова, теперь Москва и Вашингтон должны разобраться в том, смогут ли они «совместно разрабатывать проект, который будет объединять не только Россию и США, но и европейцев, и который будет обеспечивать коллективную работу на равноправной основе по анализу существующих ракетных угроз. На его основе можно будет выработать меры по противодействию этим угрозам».
Хиллари Клинтон поддержала российского коллегу. Сообщив, что на вчерашних переговорах «долго говорили относительно ПРО», она заявила о стремлении к «совместному сотрудничеству в области противоракетной обороны». «Считаем, что это может оказаться важным для всего мира. Хотим быть наиболее транспарентными. Важно договориться о принципах общей угрозы и как на нее реагировать», -- добавила госсекретарь.
Ранее глава Пентагона Роберт Гейтс предложил рассмотреть варианты объединения возможностей радиолокационных систем США и России, в том числе станции в Армавире и арендуемого Москвой аналогичного объекта в азербайджанской Габале.
Ариэль Коэн верит в возможность создания совместной российско-американской системы ПРО. Однако для этого нужно «полностью отказаться от стереотипов времен «холодной войны», обыгрывающих сценарии ядерного столкновения между Россией и США», -- считает собеседник «Времени новостей».
Вчера г-жа Клинтон подтвердила, что американские планы ПРО рассчитаны прежде всего на противодействие иранской ракетной угрозе: «Анализ показал, что озабоченности США -- это не сиюминутное мнение, лучше быть готовым и защищенным против возможных агрессивных действий Ирана или других стран, которые могут развивать подобное вооружение».
Совместно выступая против обретения иранцами ракетного и ядерного оружия, Россия и США должны также решить вопросы, связанные с собственными арсеналами. Менее чем через два месяца -- 5 декабря -- истекает срок действия Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанного в 1991 году. В июле Медведев и Обама договорились ускорить работу над подготовкой нового документа. Вчера Хиллари Клинтон подтвердила, что «наша цель -- завершить эту работу к 5 декабря».
Американский собеседник «ВН» пока не видит препятствий к тому, чтобы стороны уложились в срок. Однако, по словам г-на Коэна, ситуация может осложниться, если Россия «предъявит новые претензии США -- теперь уже из-за их решения перевести систему ПРО на мобильное морское базирование». В этом случае, полагает он, не только возникнут новые проблемы вокруг ПРО, но США «могут отказаться и от подписания нового договора по СНВ».
Вчера вечером после завершения программы переговоров г-жу Клинтон ждала новая сцена Большого театра, где шла опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Сегодня госсекретарь США откроет вместе с Сергеем Лавровым и мэром Москвы Юрием Лужковым на территории МГУ памятник американскому поэту Уолту Уитмену и пообщается с университетской аудиторией, после чего отправится в Казань, где встретится с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и общественностью республики.
Петр ИСКЕНДЕРОВ, Борис ЮНАНОВ