|
|
N°189, 14 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пальцем в миллион
Леонардо да Винчи опознали по отпечатку на картине
Коллекционер живописи Питер Сильвермен, судя по всему, сделал самое выгодное приобретение своей жизни, прикупив по случаю небольшую картину «Молодая девушка в профиль в платье эпохи Возрождения». Полотно, размером чуть больше листа бумаги формата А4, ранее датировалось XIX веком, а его автором считали какого-нибудь мелкого художника из Германии. Поэтому и в цене этого произведения, исчислявшейся несколькими десятками тысяч долларов, основной составляющей был возраст, а не художественные особенности картины или ее авторская принадлежность. Но г-н Сильвермен решил отдать «Девушку» на экспертизу и не прогадал -- сейчас сразу несколько специалистов утверждают, что полотно скорее всего было написано самим Леонардо да Винчи, сообщает Newsru.com. И даже если эта версия в итоге не подтвердится, столь неожиданный поворот в истории картины уже повышает ее стоимость.
Последний раз эта картина публично оценивалась в 1998 году, накануне торгов на аукционе Christie's, где она была приобретена дилером из Нью-Йорка Кейт Ганз за 19 тыс. долл. Через девять лет картину выкупил Питер Сильвермен. После подтверждения гипотезы об авторстве Леонардо, который якобы писал девушку с Бьянки, дочери миланского герцога Людовико Марии Сфорца, стоимость картины будет исчисляться уже десятками миллионов долларов, предполагает РИА Новости. А вероятность, что эксперты в итоге признают «Девушку» творением великого итальянца, очень велика, утверждает профессор искусствоведения из Оксфорда Мартин Кемп, подводивший итоги исследований, проводившихся различными специалистами по заказу Сильвермена.
По словам Кемпа, радиоуглеродный анализ полотна показывает, что картина была создана не в XIX, а в XV веке. Сам профессор, к слову, склонен датировать ее 1496 годом, когда дочь герцога готовилась выйти замуж. Исследование «Девушки» в инфракрасных лучах, утверждает Кемп, показало слишком заметное сходство этой картины с «Портретом женщины в профиль», хранящимся в Виндзорском дворце. Но ключевым доказательством стало обследование картины мультиспектральной камерой, сконструированной судебным экспертом из Монреаля Питером Полем Биро, -- в верхнем левом углу обнаружился отпечаток среднего пальца. Почти идентичный, утверждает Мартин Кемп, имеется на хранящейся в Ватикане картине Леонардо да Винчи «Святой Иероним».
«Сначала мне показалось, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой», -- поделился своими сомнениями Кемп с британской прессой. Но со временем, утверждает он, доказательства становились все убедительнее. В итоге профессор готовится издать 200-страничную книгу, в которой собирается обосновать свои выводы об авторстве Леонардо. С аргументами британца соглашается все больше исследователей из других стран. В итальянском фонде по изучению творчества да Винчи уже заявили, что если «Молодая девушка в профиль в платье эпохи Возрождения» будет окончательно признана экспертами работой великого мастера, то это станет первым открытием его неизвестных ранее картин за сто лет.
Александр ПЕРОВ