Время новостей
     N°187, 12 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2009
Горькая правда к юбилею
Дмитрий Тулин: Настоящего банковского надзора в России пока не существует
Обеспечение здоровья банковской системы является одним из ключевых приоритетов России с точки зрения преодоления кризиса и возобновления кредитования экономики, считают в Международном валютном фонде. Как пишет в своей статье представитель МВФ в России Одд Пер Брекк, список жизненно важных мер должен включать в себя обязательное стресс-тестирование крупнейших банков, оценку на этой основе достаточности капитала банков и их дополнительную капитализацию в случае необходимости из частных или государственных источников, а также расширение и укрепление функций ЦБ в сфере банковского надзора.

МВФ уже несколько месяцев рекомендует провести ЦБ системные стресс-тесты, но тщетно. Результаты стресс-тестов, считают в Москве, могут только спровоцировать новый стресс. В этом основное различие в подходах к состоянию российской банковской системы: в МВФ считают, что ей лучше быть здоровой, в Москве полагают, что для здоровья главное -- покой.

Умеренно прогрессивная -- это определение лучше всего описывает политику российского ЦБ в области надзора. Как известно, с 1 января минимальный уровень уставного капитала банков должен составлять 90 млн руб., а с 2011 года -- 180 млн руб. Но отдельные банкиры просят ЦБ скорее поднимать планку. Регулятор не торопится. Как сообщил в пятницу директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский, детально предложения о повышении уровня минимального капитала пока не обсуждалось. И в любом случае участникам рынка потребуется «время для приведения себя в порядок», цитирует Интерфакс г-на Симановского. Его коллега, директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов, говорит, что для начала «необходимо посмотреть, как сработают первые требования к повышению минимального уставного капитала». Он полагает, что вопрос о новом повышении требований к капиталу банков может быть рассмотрен в середине следующего года: «Закрывать двери перед этими предложениями банков рано, надо посмотреть на начало следующего года».

В пятницу в ЦБ прошла научно-практическая конференция, посвященная 20-летию банковского надзора в России. На ней собрались три из четырех человек, занимавших за эти годы пост председателя ЦБ (Георгий Матюхин, Сергей Дубинин и Сергей Игнатьев, не пришел лишь Виктор Геращенко) и многие представители руководства ЦБ разных лет. Не хватало убитого три года назад Андрея Козлова -- одного из архитекторов системы банковского надзора.

По стечению обстоятельств главным событием юбилея, во всяком случае с научно-практической точки зрения, оказалось появление свежего номера «Аналитического банковского журнала» с сенсационной статьей бывшего зампреда ЦБ Дмитрия Тулина, озаглавленной «История банка «Глобэкс» как зеркало проблем российского банковского сектора».

Как известно, год назад «Глобэкс» утратил платежеспособность и был куплен за символическую сумму Внешэкономбанком. Сейчас банк капитализирован и работает стабильно. Г-н Тулин полагает, что рассказанная им история «материального или морального ущерба уже никому не нанесет»: «от прежнего банка «Глобэкс» сохранилось лишь название, и противоречивая история старого банка уже не влияет на судьбу нового».

Описанные события относятся к 2004--2005 годам, когда Дмитрий Тулин работал в ЦБ и входил в комитет банковского надзора. «Глобэкс», принадлежавший Анатолию Мотылеву, тогда пытался пробиться в систему страхования вкладов. Автор напоминает, что банк «негласно считался абсолютным чемпионом в деле фальсификации финансовой отчетности (до 100% капитала)», а на рынке его осуждали все правила приличия в «творческой бухгалтерии». Тем не менее, несмотря на все формальные показатели и доводы разума, КБН в декабре 2004 года одобрил допуск банка в систему страхования. На протяжении еще целого года ЦБ тем не менее пытался ввести «Глобэкс» в рамки приличий, заставить его обеспечить капитал надлежащими активами. А в целом банк «продержался» до осени 2008-го, наращивая долги и убытки. Дмитрий Тулин подробнейшим образом излагает дискуссии и споры вокруг «Глобэкса», приводит свои докладные записки вышестоящим руководителям ЦБ, вспоминает разговоры с Андреем Козловым и Сергеем Игнатьевым.

Мораль истории с «Глобэксом», на санацию которого государство было вынуждено потратить 80 млрд руб., по мнению Дмитрия Тулина, в следующем: это была не случайная ошибка, а «следствие системных недостатков (если хотите, пороков) в организации банковского надзора». «Горькая правда заключается в том, что настоящего банковского надзора в России пока не существует, есть лишь отдельные его элементы», -- заключает бывший зампред ЦБ. Он полагает, что для построения эффективного надзора следует решить несколько задач: во-первых, организационно отделить функцию контроля финансового состояния банков от функции принятия мер административного воздействия; во-вторых, привлечь к принятию решений о мерах административного воздействия в отношении банков должностных лиц, работающих вне ЦБ, для повышения объективности и обоснованности решений; в-третьих, наладить надзорную вертикаль, устранив территориальную раздробленность банковского надзора, снизив риск коррупции и непоследовательных решений. Не очень спокойная повестка дня.

Центральный банк опубликовал проект положения, регламентирующего порядок раскрытия информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения органов управления банков, входящих в систему страхования вкладов. Заставить банки раскрывать имена бенефициаров -- давний план ЦБ, нацеленный на повышение прозрачности банковского управления. Опубликованный в пятницу проект положения о порядке раскрытия такой информации, как предполагается, будет вскоре принят советом директоров ЦБ (экспертные заключения принимаются регулятором в течение нынешней недели) и вступит в силу с 27 декабря.

Согласно документу, банки должны представить список лиц, которые оказывают существенное -- прямое или косвенное -- влияние на решения, принимаемые органами управления банка, а также схему взаимосвязи банка с этими лицами. Речь идет только о формальном влиянии -- через доли владения. На раскрытие информации о неформальном влиянии на решения банка ЦБ пока не претендует. Информация, представленная банками, будет размещена на сайте ЦБ, причем ответственность за достоверность этих сведений останется на совести банков.

Закон о страховании вкладов относит раскрытие информации о бенефициарах к показателям, применяемым для оценки финансовой устойчивости банка. Если банк не намерен публиковать эти сведения, он может сообщить об этом регулятору письменным отказом. В этом случае на усмотрение ЦБ останется решение о том, является ли финансовая устойчивость банка «достаточной», как того требует закон, или нет. В самом ЦБ к предстоящей работе по изучению бенефициаров банков пока относятся с юмором: образец заполнения необходимых документов, представленный вместе с проектом положения, «населен» персонажами и создателями кинофильма «Служебный роман».

Андрей ДЕНИСОВ
//  читайте тему  //  Банки