|
|
N°187, 12 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государственная пилюля
Владимир Путин поставил нелегкие задачи перед российской фармпромышленностью
Усиление интереса российской власти к фармацевтическому рынку, одному из наименее пострадавших от кризиса и щедро финансируемому государством в рамках госзакупок сектору экономики, становится все более явным. Если раньше проблемы фармсообщества были интересны в первую очередь его участникам-бизнесменам и лишь изредка обсуждались где-то на уровне профильных министерств, то программное выступление премьер-министра Владимира Путина в минувшую пятницу показало, что фарма теперь -- дело государственное. И решаться все вопросы в отрасли должны как минимум на уровне правительства.
Сразу стоит отметить, что на совещании «О стратегии развития фармацевтической промышленности», прошедшем в Зеленограде с участием руководителя кабинета министров, не было сказано ровным счетом ничего нового. Все темы, поднятые в выступлении г-на Путина, обсуждались на разных уровнях как минимум в течение пяти лет. Настоящей сенсацией стал как раз тот факт, что критическая масса недовольства порядками, установившимися на рынке, все же смогла выплеснуться на более высокий уровень -- дойти до руководителя правительства. Что, как считают представители фармсообщества, само по себе является знаком, сигнализирующим о том, что у государственных мужей наконец дошли руки до сравнительно небольшого (если сравнивать с нефтью или газом) рынка лекарств. А конкретика не так уж и важна.
Тем не менее в своем выступлении Владимир Путин говорил о самых актуальных проблемах отрасли. Например, он потребовал начиная с 2011 года прекратить государственные закупки препаратов, произведенных без соблюдения стандартов так называемой надлежащей производственной практики -- GMP (Good Manufacturing Practice). Это единая признанная во всем мире система безопасности лекарственных средств. Хотя в разных странах используются различные протоколы GMP, в любом случае они регламентируют все этапы производства -- от загрузки сырья до утилизации отходов.
Глава правительства говорил о переходе на GMP, как о хорошо знакомой ему проблеме: «Мы понимаем, что резкий переход, в одночасье, просто выкинет наши предприятия с рынка, но вечно находиться в состоянии, в котором сегодня находимся, тоже невозможно». Действительно, еще в 2003 году после встречи с руководителями предприятий перерабатывающей промышленности, среди которых были и лидеры фарминдустрии, г-н Путин, в ту пору президент, дал поручение «обеспечить с 1 января 2005 года переход на систему международных стандартов по производству лекарственных препаратов (GMP)». И назначил ответственными за выполнение Бориса Алешина, Илью Клебанова и Юрия Шевченко. «Я лично присутствовал на этой встрече шесть лет назад, и уже тогда речь шла о скорейшем переходе на GMP. Печально видеть, что за прошедшие годы государство только успело растерять ценные кадры, которые были готовы внедрять этот стандарт», -- сказал «Времени новостей» председатель совета директоров логистической компании «Фармат» Андрей Младенцев, в недавнем прошлом занимавший пост заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а ранее возглавлявший крупное производство «Нижфарм». По словам г-на Младенцева, за годы, которые потребовались для выполнения поручения Владимира Путина, проблема стала более сложной. «Очень жаль, что до 2011 года здоровье пациентов будет подвергаться неоправданному риску в связи с госзакупками препаратов, производящихся в неконтролируемых условиях», -- сказал он.
В Зеленограде премьер-министр Путин дал руководителям ведомств уже новое поручение. Он предложил рассмотреть возможность выделения из бюджета 700 млн руб. в качестве субсидирования процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение отечественных фармпредприятий. Такая мера позволит получить кредиты даже тем компаниям, которые при обычных условиях могли бы кредитоваться только по максимальным процентным ставкам, как не самые надежные заемщики. По оценкам экспертов, такие субсидии могли бы привлечь в отрасль многомиллиардные средства.
А ведь для решения проблемы предприятий, поставляющих лекарства для государственных программ, надо совсем не так много средств. «Оптимизация той части российской фармацевтической промышленности, которая производит препараты, включенные в госзакупки, вполне может уложиться в 1 млрд руб.», -- сообщил «Времени новостей» директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По его мнению, отрасль должна быть благодарна г-ну Путину за актуализацию несколько подзабытой в последние месяцы темы перехода на GMP. «Подавляющее большинство производств, находящихся в полной или частичной госсобственности, не может быть сертифицировано по GMP, по крайней мере в тех стенах, в которых они сейчас находятся. Им нужны новые здания, новые территории», -- напомнил о проблемах эксперт.
Вторая крупная задача, поставленная Владимиром Путиным перед отечественной фармой, как может показаться, противоречит первой: руководитель правительства потребовал увеличить долю российской продукции на рынке в целом и в государственных закупках в частности. Но введение обязательного GMP, как можно предположить, по крайней мере на первых порах, долю российского, напротив, уменьшит, выкинув все устаревшие предприятия из государственных программ. «Необходимо добиться, чтобы уже в ближайшие два-три года доля отечественных препаратов, приобретаемых за счет бюджетных средств, составляла не менее половины в стоимостном выражении», -- сказал Владимир Путин. «Боюсь, что одновременно решить две столь масштабные задачи будет проблематично», -- считает директор Института проблем общественного здравоохранения Юрий Крестинский. По его мнению, к 2011 году перейти на GMP вполне можно, и никаких дополнительных вложений со стороны государства это не потребует. Но довести долю качественной отечественной продукции до 50% в стоимостном выражении реально только к 2015 году. «Если говорить о производстве дженериков, то ничто не мешает нам довести их долю в деньгах до 60% в госпрограммах», -- полагает г-н Крестинский. Но проблема, уверен он, не столько в том, что российских препаратов нет, а в том, что условия закупочных аукционов составляются таким образом, что российская продукция просто не может в них участвовать. Коррумпированность чиновников и высших медицинских начальников наносит значительно больший ущерб как фармотрасли, так и пациентам, нежели также упомянутые премьером медицинские представители, которые подкупают рядовых врачей фирменными ручками и заграничными поездками.
Галина ПАПЕРНАЯ