|
|
N°187, 12 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каждому свое
В Михайловском театре закончилось двоевластие
Художественный руководитель балета Михайловского театра Фарух Рузиматов ушел в отставку по собственному желанию; отныне править второй по значению санкт-петербургской балетной труппой будет только главный балетмейстер театра Михаил Мессерер. Причиной своего ухода знаменитый танцовщик назвал нежелание расставаться со сценой -- несмотря на приличный для исполнителя возраст (Рузиматову 46 лет), он еще находится в рабочей форме и много гастролирует. По мнению Рузиматова, совмещать личные выступления и руководство труппой невозможно -- и, несмотря на уговоры директора театра Владимира Кехмана, худрук-танцовщик подал заявление об уходе. Впрочем, за ним остается почетный пост советника директора театра.
Кажется, Михайловский театр цивилизованно, без скандалов и громокипящих заявлений прессе, выходит из сложной ситуации, которая возникла после того, как Кехман в мае этого года пригласил на должность главного балетмейстера Михаила Мессерера (на снимке). К тому моменту Рузиматов проработал в должности худрука ровно два года, и в театре ощущалась необходимость более выверенной репертуарной политики. Всемирно известный танцовщик, мариинский премьер, Рузиматов естественным образом примеривал весь мировой репертуар на себя -- не потому, что сам собирался танцевать все спектакли Михайловского, но просто совершенно рефлекторным образом, на уровне «я вот это понимаю -- это мог бы -- значит это будет». За два сезона кроме детского «Чиполлино» в Михайловском появились «Жизель» (в редакции Никиты Долгушина), «Ромео и Джульетта» Олега Виноградова (бывшего правителя Мариинки), «Корсар» в редакции самого Рузиматова (к счастью, немного отредактировавшего в классическом спектакле), шумный «Спартак» в хореографии Ковтуна (уже ставший шоу-легендой; тот самый, с живыми тиграми на сцене) и «Павана Мавра» (славный маленький балет Хосе Лимона, перенесенный в Петербург специально для Рузиматова). В этой пестроте никак не просматривалось лицо театра; пришедший же на работу Михаил Мессерер сразу заговорил о необходимости создания «михайловского стиля».
Ни Фарух Рузиматов, ни Михаил Мессерер ни разу не пожаловались общественности друг на друга; мотив был -- «работы всем хватит». Но, естественно, между ними были противоречия: два человека с разными взглядами выполняли одну и ту же работу. Планирование репертуара, выдвижение новых солистов, приглашение новых педагогов -- у каждого были свои представления о том, что надо делать. Последней каплей (прошу прощения за каламбур) стало «Лебединое озеро» Александра Горского -- Асафа Мессерера, чрезвычайно успешно поставленное Михаилом Мессерером в сентябре этого года. Спектакль был принят так, как не принимали до того ни один проект Рузиматова, и тот решил продолжить танцевальную карьеру, не отвлекаясь более на административные занятия.
Что ж теперь Мессереру, возможно, станет чуть легче работать, но важна и другая сторона дела: теперь за все, что будет происходить в балете Михайловского, будет отвечать только он. Конечно, педагогу с мировым именем к ответственности не привыкать, но предыдущие 20 с лишним лет он отвечал за здоровье и трудоспособность отдельных людей (пусть и звезд), теперь -- целого театра. Будем надеяться, что справится. И трижды сплюнем через плечо.
Анна ГОРДЕЕВА